#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Понятию «аргиш» на Таймыре, что означает «путь», даже не сотни, а тысячи лет. Поместив на вереницу нарт свои разобранные жилища-чумы, весь скарб, всех родных, самый древний этнос полуострова нганасаны кочевали так по тундровым просторам от пастбища к пастбищу. В Дудинке праздники коренных народов Таймыра – с установкой в городе чумов, национальными песнями и танцами – проводятся давно. Мысль переместить это действо в промышленный Норильск возникла десять лет назад в отделе спецпроектов «Северного города». Так появился масштабный городской праздник «Большой Аргиш» с национальным колоритом. Идею подхватило Агентство развития Норильска.

На этот раз коренные народы Таймыра не поставили на улицах Норильска чумы, не угощали в них гостей рыбой, горожане не играли на улицах в традиционные игры северян, не смотрели выступления национальных ансамблей. Массовые мероприятия запрещены, но просто гулять по улице можно, поэтому председатель общины «Ня танса» («Нганасанская семья») Валерия Болгова решила отметить праздник хотя бы символично.
И вот в парке «Озеро Долгое», расцвеченном инсталляциями, к чуму изо льда направилась экзотичная процессия: сама Валерия, в комбинезоне из оленьего меха с капюшоном, отороченным белоснежным песцом, трое молодых представителей общины, в не менее живописной одежде, и важенка Аякли, которой досталась роль главной звезды. Кличка переводится как «быстрая», и Аякли оправдывает свое имя, уже два раза уплывала по Норилке, рассказала Валерия.
Погода не радовала, наступил вечер, поэтому участниками импровизированного праздника стали лишь несколько посетителей парка «Озеро Долгое», которые не могли поверить, что возникшее введение – самая настоящая явь. Для этих счастливчиков праздник получился вполне реальным. Все бросились делать снимки на память и угощать прекрасную Аякли тем, что нашлось под рукой. Валерия сообщила, что важенка любит капусту, яблоки, овощи и траву, не отказывается от хлеба. То есть она вполне городская барышня, а те олени, что бегают по тундре, сейчас ищут под снегом ягель. Аякли, мерцая влажными глазами, звенела колокольчиком (в пургу они помогают разыскать оленей в тундре) и жадно поедала свежий норильский снежок.

На спине Аякли красовалась перевязь с надписью «Большой Аргиш – 10 лет». Самый молодой представитель «Ня танса» – 17-летний Владислав Молчанов – держал в руках плакатик с логотипом общины. Влад учится в Норильском техникуме промышленных технологий и сервиса. Он очень высокий – в прадедушку Нере, оленевода и рыбака. По маминой линии он потомок двух древних нганасанских родов – Линончаров и Нинондя, среди предков есть и энцы. Родная сестра его бабушки Антонины Нереевны Порбиной, Светлана Нереевна Жовницкая-Турдагина, автор-составитель первого нганасанского букваря, и сейчас преподает родной язык в одной из дудинских школ. Вот и Влада интересуеют история, сказки, легенды нганасанского народа, он любит играть на баргане, участвует во всех мероприятиях общины.

Одна из барышень, одетых в парки с нганасанскими узорами, Анна, оказалась энкой. «Большая мастерица», – рассказала про нее Влерия. Вторая девушка, Виктория, – просто горожанка, которая пришла в общину, «потому что там интересно».
Между фотосессиями и кормлением важенки Валерия рассказывала немногочисленным слушателем, что такое аргиш, а выходя из парка, познакомилась с ледовых дел мастером по имени Майол, который вырезал из глыбы очередную новогоднюю фигуру для парка «Озеро Долгое». Председатель «Ня танса» с удовольствием узнала, что перед ней тувинец. Все малочисленные народы чувствуют себя немного родственниками и рады встречам.
Далее маршрут лежал к Театральной площади, на фасаде которого шел праздничный показ кино про коренных. Аякли скромно трусила через дорогу, а то и бросалась вперед так резво, что Валерия еле удерживала поводок. При виде Аякли и ее почетного эскорта в меховых одеждах лица встречных расплывались в счастливых улыбках. Одна из машин притормозила, из нее выскочила изумленная пассажирка, чтобы сфотографироваться на память рядом с оленем, неожиданно возникшим посреди пурги. Из-за отмены больших мероприятий все лавры достались исключительно Аякли.

Еще больший фурор важенка произвела на Театральной площади, где «Большой Аргиш – 2020» проходил в виртуальном формате. Увидев настоящих нганасан и настоящего оленя, немногочисленные зрители немедленно выхватили из карманов мобильники, чтобы запечатлеть и оставить в своей коллекции экзотичный фотофакт.
Собственно дефиле не было самоцелью, попутно председатель общины рассказывала слушателям обо всех пяти малочисленных дружных этносах полуострова, в том числе про нганасан – людей, которые самыми первыми заселили Таймыр. Развернув длинное полотнище с национальными орнаментами пяти этносов, символизирующее аргиш с его тысячелетней историей, члены общины «Ня танса» повернулись лицом к театру и поприветствовали виртуальных участников праздника, рассказывающих о традициях и обычаях коренных народов с театрального фасада-экрана. Валерия Болгова пояснила, почему считает акцию «Ня танса» в эпоху коронавируса такой важной:
«Беда не обошла и коренных, но община вышла поддержать свой Аргиш – нескончаемый самобытный жизненный путь коренных народов Таймыра».