#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Режиссер «Сна смешного человека» Тимур Файрузов перед премьерой сообщил, что считает фантастический рассказ Федора Михайловича Достоевского, написанный почти полтора века назад, очень актуальным именно сегодня.
В спектакле роль героя играют два артиста: Александр Петряев и заслуженный артист Красноярского края Роман Лесик. Главная интрига, по словам Тимура Файрузова, завязывается, когда один Смешной человек, который «здесь и сейчас», встречается со вторым, из прошлого. Чтобы рассказать историю, в современных изданиях с одной-двумя иллюстрациями занимающую страниц 30, режиссер сформировал мощную постановочную команду. В нее вошли четыре художника, режиссер по пластике и саунд-дизайнер.
Сценограф «Сна…» Фемистокл Атмадзас, сочинивший для спектакля две локации, на которых происходит действие, рассказал «СГ», что в первой, петербуржской, он по большому счету пытался передать свое ощущение города: «Мокрый. Аскетичный. Без куполов. Без традиционных открыточных мест…».
В начале действия из декораций запоминаются напольные часы и вольтеровское кресло: «старое-престарое, но зато вольтеровское». Добавим, и подлинное, ХIХ века. Его Атмадзас нашел в антикварном магазине Санкт-Петербурга. В нем уставший от бессмысленности своего существования герой Петряева – Лесика решает застрелиться, но засыпает.
После этого на сцене происходит смена локаций. «Мокрый» Петербург, убогая темная квартирка остаются в прошлом, и герой попадает в чистое, белое, нетронутое пространство. По замыслу художника-постановщика, оно выдержано в одном цвете, одной фактуре и выполнено из ткани. Сценограф объясняет это тем, что во сне очень сложно что-то четко обозначить: «Все общо, расплывчато. В материи сна мы не очень помним детали, запоминаются лишь ощущения: положительные, отрицательные».
Спящий герой Александра Петряева видит идеальный мир: без злости, зависти, ревности, воровства. Его жители носят белые одежды от художника по костюмам Ольги Атмадзас. В финале пришелец, которого с такой любовью приняли в этом мире, разрушает идиллию, по образному выражению художника-постановщика, «расползаясь черной кляксой по белому пространству». Постепенно сцена меняет цвет на тревожно-красный.
Цвет и свет – зона ответственности еще одного художника спектакля, Игоря Фомина. Он, как и Фемистокл Атмадзас, тоже петербуржец, лауреат «Золотой маски», начавший сотрудничество с Норильской драмой со «Снов белой земли».
Во сне героя Достоевского вместе со светом активизируется и визуальный фон от медиахудожника из все той же Северной столицы. Мария Варахалина впервые работает с нашим театром, но ее хорошо знают зрители Александринки и других театров Санкт-Петербурга.
В финале белые одежды жителей параллельной вселенной трансформируются в традиционные для землян юбки, кофты, рубахи и брюки. В них, сначала в безобразных масках, а потом без них, на сцене остаются уже бывшие инопланетяне в исполнении замечательной команды артистов: Евгении Вороновой, Сергея Даданова, Дарьи Дороготовцевой, Александра Жуйкова, Анастасии Жуковой, Алексея Ковригина, Евгении Ковригиной, Александра Носырева, Ярослава Сурженко, Инессы Талашкевич и Евгении Хитриной.
В своем сне герой Александра Петряева почти не говорит. Текст Достоевского произносит Роман Лесик, наблюдающий за своим альтер эго. Изображая историю инопланетян, срежиссированную ответственной в спектакле за пластику Оксаной Малышевой, артисты используют, кажется, весь арсенал телесных выразительных средств. Добавим, и опыт работы в постановках Тимура Файрузова с участием главного балетмейстера Алтайского театра музыкальной комедии. На этот раз Оксана Малышева практически поставила пластический спектакль в спектакле, от которого «Сон…» стал выразительнее и… страшнее.
У Достоевского Смешной человек просыпается совсем другим, с осознанием того, что лучше в несовершенном мире сеять любовь и добро, чем наоборот: «А между тем так это просто: в один бы день, в один бы час – все бы сразу устроилось! Главное – люби других, как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться. А между тем это только – старая истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!»
В спектакле руку помощи герою протягивает девочка (Анастасия Черкасова), которую тот оттолкнул, когда ей нужно было помочь.
У первых зрителей новая постановка имела успех. Еще на предпоказе педагог-психолог Наталья Луцюк восторженно оценила дуэт исполнителей роли Смешного человека: «Замечательно играют оба. От Романа Лесика иного я не ждала и очень порадовалась за Сашу Петряева. Мне кажется, что после этой роли в его актерской биографии начнется новый этап, – сказала Наталья Ивановна. – Поразило меня пластическое решение постановки: просто обалденно! А свет! Эти переходы из черного в белое, красное держат зрительный зал в тонусе на протяжении всего спектакля. Большой заслугой Тимура Файрузова считаю то, что он оставил текст рассказа Достоевского без изменений».
Обладатель звания «Любимый зритель» (Наталья Луцюк получила его в тройке первых) заранее приобрела билеты на оба премьерных показа «Сна смешного человека» и призналась, что испытала на них те же чувства, что и при первом просмотре. Норильско-петербургская команда «Сна смешного человека» знает, за чем зритель идет в театр. Он ждет от него прежде всего впечатлений.
Новой постановке удалось произвести сильное впечатление на своих первых зрителей, затронуть их чувства. Возможно, у Норильской драмы появился шанс попасть не только в «Золотой фонд театральных постановок», как это случилось со спектаклем «Завтра была война», но и на «Золотую маску». Среди номинантов фестиваля-2025 уже есть два имени, связанных с норильским театром и апрельской премьерой. Бывший главный художник и художник по костюмам самого северного Фемистокл и Ольга Атмадзас номинированы «за лучшую работу художника-постановщика» и «лучшую работу художника по костюмам». Сразу в двух спектаклях, правда, пока не норильских.
Ранее «Северный город» сообщал о продолжении творческого проекта «Быть Смоктуновским».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.