#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Режиссер Николай Реутов поставил гоголевского «Ревизора» по мотивам комедии, дополнив ее крупными планами отдельных персонажей.
По сюжету, подсказанному Гоголю Пушкиным, в уездном городе N привычной жизнью – принимая взятки и избегая исполнения обязанностей – живут разные чиновники. Комедия, написанная почти 190 лет назад, начинается с приезда в город коллежского регистратора Хлестакова, которого принимают за столичного ревизора. Все заканчивается, когда тот уезжает и за известием о приезде настоящего ревизора следует знаменитая немая сцена. Это по Николаю Гоголю. В норильской версии режиссера Николая Реутова – другой финал, неожиданнее и страшнее.
Неожиданности для зрителя начинаются при первом взгляде на сцену, транслирующую полнейший упадок города N. Перевернутые строения, временное, как на стройке, освещение, окна и двери, затянутые разорвавшейся полиэтиленовой пленкой, и, главное, каменистая земля – у кого-то вызвали ассоциации с северным городом.
Режиссер объяснил, что это не норильский эксклюзив: «Он в другом, мне кажется. Я часто езжу по России и вижу такую картину во многих городах. И да, мы вместе со сценографом Анваром Гумаровым взбирались на Шмидтиху…»
Художник рассказал, что Реутов определил центральной темой постановки страх, а он свел воедино свои ассоциации, связанные с этим чувством. Одна из них – это площадка бывшей теплицы рядом со школой, где он учился. Пришедшая в упадок территория, плодородная когда-то земля, на которой ничего не высаживалось…
С началом спектакля времянки занимают вертикальное положение, и, хотя декорации практически не меняются, сцена становится красивой. Анвар Гумаров назвал это «магией театрального места» и пояснил, что общую красоту создают «театральный свет, фактуры и прочее».
Николай Реутов, по его словам, попробовал в своей постановке поговорить о проблемах, которые волновали гениального Гоголя почти два века назад.
«Они никуда не ушли и не уйдут. Пройдет еще 1500 лет, а они будут также актуальны. Мне очень интересно рассмотреть их с позиций сегодняшнего дня. Будет весело – посмеемся все вместе, а невесело – задумаемся. Задуматься иногда может быть нужнее, чем просто посмеяться», – считает режиссер.
За диалог со зрителем в спектакле отвечают написанные Николаем Реутовым монологи персонажей. Эти крупные планы – дополнительный пласт к истории Гоголя и комментарии к происходящему на сцене. Кроме этого, хрестоматийный сюжет слегка разбавлен стихами Пушкина (с указанием авторства), цитатами из гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями», «Развязки «Ревизора» и не только. Чтобы разобраться с этими вставками, спектакль надо посмотреть не один раз, но это важно для финала, который не хочется раскрывать.
Свою постановочную группу Николай Реутов называет «командой мечты». Вместе с ним и сценографом Анваром Гумаровым над норильским «Ревизором» трудились художник по костюмам Наталья Дружкова и художник по свету Тарас Михалевский. В прошлом сезоне они в этом же составе выпустили мольеровского «Тартюфа». Музыкальное оформление и сценическое движение – от Николая Реутова. Режиссер по пластике с более чем 30-летним стажем не планировал в этом спектакле больших хореографических экзерсисов.
«Самое главное – жизнь артистов на сцене, – считает постановщик, – а она заключается не только в исключительно драматическом искусстве, но и в пластическом».
Одной из самых красивых пластических сцен в постановке можно назвать дуэт Хлестакова (Александр Носырев) и жены городничего Анны Андреевны (Варвара Бабаянц). Вообще «командой мечты» можно считать и весь актерский состав «Ревизора». Всего в спектакле заняты 11 артистов (у Гоголя персонажей раза в два больше). И все они, по оценке постановщика и зрительного зала, прекрасны.
Хотя, как известно, в комедии Гоголя нет положительных героев, артистичный и очень органичный Хлестаков в исполнении Александра Носырева в измененном финале вызывает сочувствие. Так режиссер решает свою главную задачу: поговорить о том, что происходит с человеком: «Как человека может сломать, перевернуть какое-то обстоятельство…». Правда, остальные шесть провинциальных чиновников, оказавшихся плутами, несмотря на их монологи-комментарии, вызывают только те чувства, на которые изначально рассчитывал Николай Васильевич Гоголь. И судья Ляпкин-Тяпкин (Николай Каверин), и попечитель богоугодных заведений Земляника (Евгений Нестеров), и смотритель училищ Хлопов (Павел Авдеев), и почтмейстер Шпекин (Степан Мамойкин), и помещик Бобчинский (Роман Лесик), оставленный в спектакле без своей пары (Добчинского). Очень выразительным и запоминающимся получился персонаж Евгения Нестерова, а самым смешным, судя по реакции зрительного зала, – герой Романа Лесика (и в парике, и без).
Роль городничего Сквозник-Дмухановского режиссер отдал Александру Жуйкову, в итоге получился второй после Хлестакова ни на кого не похожий персонаж. Городничий не только молод, но может и Пушкина почитать. Однако это не спасает его от ярлыка взяточника и не добавляет никаких симпатий. В отличие от женской половины Сквозник-Дмухановских.
Варвара Бабаянц и Анастасия Черкасова (дочь городничего Мария Антоновна) блестяще играют и по тексту Гоголя, и по вплетенным в сюжет монологам. Старшая делится с залом своей историей о том, как ей все завидуют, а младшая яростно рассуждает о том, что любовь – это боль. Эти откровения как бы телепортируют героинь в сегодняшний день и наверняка станут поводом для размышлений не только женской половины зрительного зала. А новые смыслы в классической комедии – это, как уже говорилось, то, к чему изначально стремилась режиссерско-постановочная группа «Ревизора-2024».
Ранее «Северный город» анонсировал гастроли московского «Сатирикона» в Норильске.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.