#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В 2019 году «Норникель» запустил масштабную комплексную программу повышения эффективности производства. Специалисты департамента по развитию бизнес-системы (ДРБС) Заполярного филиала вместе с работниками металлургических переделов и рудников формируют ряд гипотез и выбирают наиболее эффективные для их последующего внедрения. Результатом может быть как несколько миллионов рублей экономии, так и значительный рост производительности.
В июле этого года проектный офис департамента по развитию бизнес-системы приступил к работе на Надеждинском металлургическом заводе. В проектную группу вошли три сотрудника ДРБС, а также два эксперта «Надежды» – аппаратчик-гидрометаллург Константин Родионов и конвертерщик Антон Раенко. Начали как положено – с диагностики.
«Мы знакомились с деятельностью предприятия: изучали технические отчеты за предыдущий период, анализировали собранные данные, общались со специалистами НМЗ, проводили хронометраж и ФРД (фотография рабочего дня), чтобы обозначить реперные точки, от которых будем отталкиваться, – рассказал «Северному городу» главный специалист департамента по развитию бизнес-системы ЗФ Сергей Быков. – Во время диагностики отметили: НМЗ перевыполнил план в 2020 году на четыре процета, повысил качество продуктов, снизил содержание ЦМ в отвальном шлаке, из чего можно сделать вывод: большинство сотрудников завода сами проявляют активность, направленную на повышение эффективности производства».
На этом этапе проектная команда определила для себя два передела для проработки: гидрометаллургический и пирометаллургический – и проблемные области.
«Почему выбрали именно эти цеха? Изначально было выбрано направление «качество», в данном случае это извлечение металлов, – объясняет главный специалист ДРБС Алексей Разгуляев. – К примеру, после электропечного обеднения образуются шлаки, которые дальше в производство не идут, но в них есть определенное содержание цветных металлов. Как их извлечь? Мы решили улучшить эти показатели. Точно так же и после флотации образуются отвальные хвосты, которые не вовлекаются в производство. Мы провели мозговой штурм с экспертами НМЗ и внутри команды, для понимания причин возникновения потерь в отвальном шлаке и в отвальных хвостах и генерации новых идей».
Задача проектной группы на этом этапе не только отработать перечень инициатив, но и провести причинно-следственный анализ, который дает ключ к планированию изменений и повышению эффективности работы. В результате такой работы часть идей специалисты отправляют в «запас», а в отношении жизнеспособных инициатив выстраивают последовательность реализации: сначала проводят лабораторные испытания и эксперименты, затем согласовывают планы внедрения мероприятий, исключают возможные риски и только потом переходят к опытно-промышленным испытаниям.
Время отстоя шлака надо увеличить
На Надеждинском металлургическом заводе проектная группа сгенерировала семь идей. Самая первая инициатива, которую специалисты департамента по развитию бизнес-системы планируют воплотить в жизнь вместе с заводчанами, направлена на увеличение скорости загрузки шихты.
«Если брать процесс электропечного обеднения в целом, то цикл переработки конвертерных шлаков и шлаков ПВП занимает шесть часов, – объясняет менеджер проекта департамента по развитию бизнес-системы ЗФ Сергей Абдрашитов. – Примерно два часа уходит на загрузку, и столько же по времени длится вторая стадия – отстой, во время которого в печи происходит процесс восстановления оксидов цветных металлов, содержащихся в шлаках. Третья стадия – скачивание – также занимает два часа».
По мнению разработчиков инициативы, исключение простоя вагонетки и стандартизация алгоритма работы челюстей позволит сократить время загрузки шихты и увеличить время отстоя шлака.
«Мы выяснили, что извлечение цветных металлов напрямую зависит от времени отстоя шлака в обеднительной электропечи. Поэтому мы предложили изменить местоположение контактных концевиков рельсового пути вагонетки и таким образом уменьшить время движения на сниженной скорости, а также исключить простои вагонетки и стандартизировать алгоритм работы челюстей, что в итоге позволит сократить время цикла загрузки шихты», – вносит ясность Сергей Абдрашитов.
Ориентировочный срок внедрения этих предложений – до января. А уже в первом квартале 2022-го начнутся следующие опытно-промышленные испытания.
«Следующая инициатива направлена на то, чтобы увеличить на десять минут время отстоя шлака за счет загрузки шихты параллельного с выдачей штейна и слива отвального шлака, – объясняет менеджер проекта департамента по развитию бизнес-системы ЗФ. – Мы также выяснили, что использование двух шпуров при скачивании шлаков позволит сократить цикл на 30 минут и увеличить время на отстой шлака. Сейчас идет проработка рисков и возможности реализации данной инициативы. Что это в итоге даст? Повышение извлечения цветных металлов из отвального шлака».
Температура влияет на флотацию
Готовы ли сами работники «Надежды» к предстоящим переменам в рабочем процессе? Представители департамента по развитию бизнес-системы ЗФ отмечают: убедить людей в правильности найденных решений – не менее важная задача, чем сгенерировать идеи для повышения эффективности. Именно поэтому основам бережливого производства сегодня учат не только линейных руководителей – ключевых двигателей изменений, но и рабочих, от действий которых зависит количество потерь в бизнес-процессах.
«В любом случае мы опираемся на цифры и факты, – отмечает Алексей Разгуляев. – Зачастую бывает так, что персонал знает, как должен быть организован процесс, но нет контрольных приборов и контроль осуществляется органолептическим методом. К примеру, мы выяснили, что на серосульфидной флотации температура пульпы напрямую зависит от температуры окружающей среды, так как перекачка происходит через неизолированный трубопровод по улице, а кроме того, зимой наблюдается значительное понижение температуры внутри цеха. При анализе данных выяснилось, что потери в зимний период меньше, чем в летний. Мы рассказали о проблеме, рабочие согласились – да, температура влияет на флотацию. В дальнейшем влияние температуры пульпы на извлечение сульфидов металлов было подтверждено лабораторными испытаниями, проведенными специалистами ЦИСП (центр инженерного сопровождения производства). Необходимо установить термодатчик в пульподелитель для контроля температуры пульпы».
По мнению участников проектной группы, восстановление работы теплообменников и поддержание оптимальной температуры в процессе флотации позволит снизить потери никеля в хвостах.
Еще одна инициатива специалистов ДРБС и экспертов НМЗ касается регулировки рН в процессе серосульфидной флотации, что, по их мнению, приведет к увеличению извлечения сульфидов металлов. А установка датчиков контроля качества концентратов, расхода пульпы и реагентов позволит не только контролировать оптимальный режим подачи реагентов, но и снизить содержание цветных и драгоценных металлов в отвальных хвостах. Предварительные эффекты уже известны, однако прежде понадобятся опытно-промышленные испытания, которые начнутся после проработки идей и всех необходимых согласований.
«Благодаря совместной работе специалистов завода и сотрудников ДРБС был разработан ряд инициатив, которые в дальнейшем приведут к снижению потерь цветных и драгоценных металлов. Отдельную благодарность хочется выразить руководителям цехов завода за совместную работу в условиях действующего непрерывного производства», – подводит итоги и. о. начальника отдела по повышению эффективности производства Станислав Дацко.
Работа по развитию бизнес-системы Заполярного филиала продолжается, и следующие проекты, о которых мы вам расскажем, будут на Медном заводе, где проектный офис также начал работу в июле этого года.
Ранее «Северный город» рассказал о том, что Заполярный филиал «Норникеля» удостоен Гран-при IPWeek 2021, а также призовых мест в конкурсе «Трансформация» и в операционном чемпионате. Свой проект «Автомайн» на Международной неделе производительности представил рудник «Скалистый». Совместная работа экспертов горного предприятия и специалистов ДРБС позволила усилить проект георешетками – дорожным полотном, увеличивающим скорость движения самосвалов.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.