#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На Предприятии технологического бурения (входит в структуру «Норникеля»)придумали новую систему ежедневного предсменного осмотра машин. Специалисты разработали и опробовали чек-лист. Результат оказался превосходным.
Теперь каждая смена водителя поверхностного участка буровых работ Предприятия технологического бурения (ПТБ) Олега Бойцова начинается с тщательного осмотра техники. Впрочем, так было и до этого, но проходила процедура бессистемно. Это стало очевидным во время очередного аудита в рамках программы «6С», ставшей основой проекта «Бережливое производство» «Норникеля». Чтобы систематизировать процесс, полтора месяца назад начальник участка Александр Толстов, руководитель бюро по повышению эффективности производства Сергей Кузьменко, механик контроля по выпуску на линию Валерий Сорочан и водитель Олег Бойцов разработали механизм процедуры, наглядное пособие и чек-лист ежесменного осмотра, прописав в нем каждый этап.
«Идея зрела давно, – рассказывает водитель автомобилей всех типов и грузоподъемности поверхностного участка буровых работ Предприятия технологического бурения Олег Бойцов. – Утром все как следует просмотреть, чтобы была уверенность, выехал на линию и отработал смену безаварийно. Опять же личная безопасность зависит от исправной техники. И чтобы все это оформилось в операционную процедуру, пришли к такому решению».
Всего на участке пять единиц техники: самосвал, бульдозер, смесительная и буровая установки, цементовоз. Управляет всеми машинами Олег. Он единственный водитель на предприятии. Сегодня согласно сменному заданию он работает на самосвале. В начале смены пошагово осматривает автомобиль строго по чек-листу: двигатель, приборы, тормозную систему, рулевые тяги и прочие механизмы. Осмотр проведен – замечаний нет. Решение о выпуске на линию принимает механик по окончании проверки.
Коллектив рассказывает, что все упорядочивать на участке стали еще два года назад, с внедрением системы «6С». Теперь, с появлением чек-листа, четкий порядок и с осмотром транспорта.
«Я ответственен за выпуск транспортного средства в исправном техническом состоянии, – говорит механик контроля по выпуску на линию Валерий Сорочан. – Если неисправность обнаружена, я транспортное средство на линию не выпускаю. Делаю все для того, чтобы, если это исполнимо, устранить неисправность сразу. Если нет, то разрабатываю мероприятия, для того чтобы произвести ремонт – например, замену деталей, ремонт узлов. В рамках программы «6С», коллегиально, мы разрабатывали операционную процедуру, которая в разы сокращает временные затраты при осмотре и позволяет оперативно принимать решение о выпуске техники либо определении в ремонт технического средства. Что очень хорошо. Раньше, если вдруг какая-то неисправность произошла уже на линии, звонишь диспетчеру, чтобы искали подмену – другое транспортное средство. А сейчас, когда «6С» ввели, намного проще стало. У нас сейчас чистота, порядок, определено место технического осмотра, места стоянки, остановки».
По словам начальника поверхностного участка буровых работ ПТБ Александра Толстова, от исправности техники зависит вся работа предприятия. Весь транспорт задействован в процессе бурения скважин различного технологического назначения: под установку контрольно-измерительной аппаратуры для ведения геотехнического мониторинга состояния фундаментов производственных зданий и сооружений ЗФ, а также для бурения бетоноперепускных закладочных скважин, через которые с поверхности на подземные горизонты рудников поступает сухая смесь для закладки отработанных выработок. Поэтому очень важно, чтобы техника работала бесперебойно.
«Человек может забыть проверить какой-то узел у машины, начать не с того, – дополняет своих коллег, рассказывая о процедуре техосмотра транспорта, начальник поверхностного участка буровых работ Александр Толстов. – Мы упорядочили осмотр. Прописали последовательность действий. Нельзя сначала проверить тормоза, а потом двигатель. Поэтому на первом этапе, еще не выехав из гаража, водитель осматривает все полностью и после этого уже передает автомобиль ответственному лицу для выпуска на линию. Если он обнаруживает дефект в начале пути, то по решению выпускающего на линию дальнейшие действия не производятся. Мы переориентируем водителя на другой вид транспорта, изменив при этом сменное задание. То есть все стало быстрее, слаженнее, повышается личная ответственность каждого работника за технику, а также личная уверенность обслуживающего персонала в том, что техника исправна, что он на ней выполнит задание».
Как отметил заместитель директора департамента совершенствования деятельности Заполярного филиала компании Сергей Хромов, подобные стандартные операционные процедуры активно применяются и в других российских и мировых компаниях. Там тоже оценили их эффективность. Ведь такая простая вещь, как четкий план последовательности действий с описанием критериев, основанных на нормах промбезопасности, – хороший помощник. С ним сложные технологические процессы выполняются быстрее, качественнее, исключаются излишние переделывания, ожидания, человеческий фактор. Кроме того, для подготовки новых сотрудников это готовый ликбез.
«На Предприятии технологического бурения работники уже оценили новую стандартную операционную процедуру (СОП) по достоинству, – подытожил Сергей Хромов. – Она помогает быстро и качественно выполнять поставленные производственные задачи. Очень важно, чтобы в разработке СОП самое активное участие принимали сотрудники, так как именно они лучше всего понимают, как правильно нужно делать, какие нюансы могут возникнуть, ведь именно им дальше необходимо будет использовать СОП в работе. Такая обратная связь является положительным примером для дальнейшего тиражирования подобных инструментов бережливого производства на предприятиях Заполярного филиала и Норильского дивизиона, делая компанию более совершенной и эффективной».