#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Второй год в канун Дня памяти жертв политических репрессий в Талнахском филиале музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» экспонируется специальная выставка из музейного фонда по истории Норильлага.
«Забвению не подлежит» можно считать репликой экспозиционного раздела советского периода истории Норильска в основном здании музея на Ленинском, 14. В талнахской версии, правда, менее подробно, представлены все знаковые имена Норильска-лагеря с 1935 по 1953 год, начиная с первых начальников Норильскстроя. Как известно, и Владимир Матвеев, и его предшественник от Главсевморпути Михаил Зингер были незаконно репрессированы. Зингера расстреляли в 1936-м, а Матвеев умер в лагере, не дожив до освобождения. Оба были реабилитированы во время «хрущевской оттепели» в 1955 году.
Каждый планшет, а их на выставке 11, – это история трех-четырех очень известных «выпускников Норильлага» в фотографиях, личных документах, приказах, постановлениях, фрагментах рукописей, обложках книг, эскизах проектов, рисунках. За первыми руководителями идут репрессированные первостроители будущего гиганта цветной металлургии. И не только собственно строители, производственники, но и медики, журналисты, писатели и, конечно, геологи. Со снимков 1930-х – 1950-х годов на посетителей выставки смотрят первооткрыватель Норильска Николай Урванцев, его коллеги – репрессированные геологи Николай Федоровский, Михаил Годлевский, Владимир Котульский. Всем желающим в музее покажут и минералы, носящие их имена.
На открытие выставки в этом году музей пригласил старшеклассников школы №20, в которой особое внимание уделяется изучению истории. Наверняка имена геологов ребята из рудной столицы, где есть улица Федоровского, слышали, но их норильские биографии стали для школьников открытием. Как и история жизни легендарной Евфросинии Керсновской, «святой Евфросинии с шахты 13/15», как называл ее главный летописец Норильска Анатолий Львов.
Школьников в первую очередь заинтересовали рисунки Керсновской из «Наскальной живописи». Всего два комикса, как бы сказали сейчас, из более 700, иллюстрировавших ее 12 тетрадей воспоминаний. Свои мемуары, ставшие бестселлером, автор заканчивает словами: «Может быть, лучше, чтобы все это было забыто? Ведь тот, кто этого не пережил, не поверит, не может поверить. А много ли осталось тех, кто пережил эти годы, кто прошел по подобному «крестному пути»? Исчезнут последние свидетели. Может быть, так и лучше? Нет, не лучше! Все может повториться. И лучше видеть опасность, чем идти с завязанными глазами».
Заведующая Талнахским филиалом Ольга Костенко, открывавшая выставку, говорит, что, чем старше дети, тем они заинтересованнее в теме. И во время экскурсий, и на лекциях, которые музейщики традиционно проводят во время декады памяти в тех же школах: «Причем в школах, – отмечает Ольга Федоровна, – нас особенно внимательно слушают учителя. Однажды на презентацию «Истории Норильлага» пришел даже хозяйственный персонал».
Выставка в Талнахском филиале будет работать до конца года, а ее главная версия продолжает экспонироваться в Музее Норильска на Ленинском проспекте, 14. Там же, на третьем этаже, с начала августа открыта выставка-посвящение томских художников, резидентов PolArt Лукии Муриной и Николая Исаева «Норильск: Архив преодоления». Музейщики специально устроили вернисаж не в резиденции, а в основном здании, чтобы выставку смогли увидеть как можно больше норильчан, в том числе и в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября.
Томичи выбрали для своего проекта норильчан с гулаговским прошлым: Николая Урванцева, Сергея Щеглова-Норильского и Евфросинию Керсновскую. У первооткрывателя Норильска и «святой Евфросинии» к тому же был томский бэкграунд. Художники для своих ассамбляжей (коллажей с включением объемных предметов) использовали не только музейные фонды, но и собственные находки по теме. Так, на стенде, посвященном Евфросинии Антоновне, рядом с ее портретами авторы разместили фрагмент больничных перил. Он был найден на месте бывшей центральной больницы лагеря, где до шахты зека Норильлага работала и медсестрой, и санитаркой.
В этом году у этой легендарной норильчанки несколько круглых дат. 80 лет назад, в 1944-м, она вместе с другими заключенными была отправлена в Норильлаг по Енисею (в пути 37-летняя женщина вступилась за немолодого профессора Федоровского, над которым издевались уголовники, и была жестоко избита.) В 1964-м в Ессентуках после смерти матери Керсновская стала писать свои мемуары. Не стало Евфросинии Антоновны 30 лет назад, в 1994-м.
После Керсновской осталась не только «Наскальная живопись» (в разных версиях) с ее знаменитыми рисунками, но и так называемая станковая живопись и графика. Рисовать она начала в Норильске и до конца жизни особенно любила изображать цветы. 29 октября Музей Норильска откроет выставку работ Евфросинии Керсновской, которую привезет хранитель ее наследия Дарья Чапковская.
Ранее «Северный город» рассказывал о лекции местной «Школы краеведа» по истории Норильлага.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.