#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На вернисаже в Музее Норильска Василий Мороз, и.о. директора музейно-выставочного комплекса, объяснил, что выставка «Норильск: архив преодоления» открывается на музейной площадке, а не в PolArt-резиденции, чтобы ее смогли увидеть как можно больше норильчан и гостей города.
В планах музея – экспонировать авторский взгляд томских художников Лукии Муриной и Николая Исаева на амбассадоров норильской истории с гулаговским прошлым до Дня памяти жертв политических репрессий. Сами авторы позднее хотели бы показать урванцевский комплекс в музее Томского политехнического университета, где учился первооткрыватель Норильска, а создателя «лагерной энциклопедии» в рисунках Евфросинию Керсновскую представить на выставке в Музее истории ГУЛАГа в Москве. Год назад там уже выставляли колымский проект художников с представителем знаковой семьи из Томска Всеволодом Пепеляевым. Ассамбляж о летописце норильской истории Сергее Щеглове, писавшем под псевдонимом Норильский, в том числе и про Урванцева, как запланировано, останется в коллекции PolArt-резиденции.
Художники и музейщики по роду деятельности (Николай Исаев работает в Томском областном краеведческом музее, а Лукия Мурина – куратор Сибирского отделения ГМИИ имени Пушкина) воплотили в живопись и графику не только раритеты из собрания Музея Норильска, но и, следуя правилам искусства ассамбляжа, дополнили композиции находками из лагерного прошлого северного города. Так, на стенде, посвященном Евфросинии Антоновне, рядом с ее графическими портретами авторы разместили фрагмент больничных перил. Он был найден на месте бывшей центральной больницы лагеря, где она до шахты (и после) работала медсестрой. В своих постлагерных мемуарах Керсновская немало страниц посвятила больнице и моргу, в котором числилась санитаркой.
На стенде-посвящении знакомые по «Наскальной живописи» рисунки Керсновской, редкие снимки ее самой в живописно-графической интерпретации авторов производят не гнетущее, а какое-то жизнеутверждающее и даже вдохновляющее впечатление. Недаром после выхода ее книг Керсновскую причислили к личностям масштаба эпохи Возрождения. По словам Лукии Муриной, работа над материалами о Керсновской принесла ей много открытий. Удивило автора проекта и то, что в Норильске это имя звучит только в узком кругу людей, интересующихся историей. А казалось, столько написано, опубликовано…
В этом году у «святой Ефросиньи с шахты 13/15», как называл ее главный летописец Норильска Анатолий Львов, сразу несколько круглых дат. В 1944-м, после знаменитого омско-томского побега и очередного приговора, она стала норильчанкой – вернее, норильлаговкой. В Норильск зека Керсновская прибыла в августе. Шесть десятилетий назад она начала писать «историю тех ужасных, грустных лет» – двенадцать тетрадей воспоминаний, иллюстрированных 703 рисунками. Не стало Евфросинии Керсновской 30 лет назад, в 1994-м.
Если в комплексе о Керсновской Томск только упоминается, то в урванцевском ассамбляже много материалов, связанных с родным городом Лукии Муриной и Николая Исаева. Как сказал Василий Мороз, к главному, о чем рассказывается об Урванцеве в Музее Норильска, резиденты добавили томский период жизни будущего норильчанина. Есть даже воспроизведение редкой фотографии, на которой Урванцев снят с сыном. В 1927 году он приезжал в Томск, чтобы повидаться с ним. Николай Исаев рассказал, что в Томске Урванцева особенно ценят в его альма-матер. В музее политехнического университета (бывшего технологического) есть связанные с ним материалы, но норильское собрание – самое полное в стране.
В отличие от урванцевского, «Архив преодоления» Сергея Щеглова оказался для резидентов-исследователей абсолютным открытием. По словам Николая Исаева, именно хранящаяся в Норильске многолетняя переписка Щеглова с Николаем Николаевичем стала для них бесценным источником и очень помогла при работе над комплексами и Щеглова, и Урванцева. Были в фондах Щеглова и материалы о Керсновской.
На выставке на отдельном подиуме выложены обувь, посуда, найденные резидентами в Старом городе, рядом расположились буры, крепежные детали. Музейщики не перестают удивляться тому, что каждое лето земля словно извергает из себя предметы прошлого, в том числе и лагерного.
На открытие вернисажа пришли в основном люди посвященные. Среди первых зрителей была известная журналистка Ирина Даниленко, бывавшая в гостях у Сергея Львовича в Туле. Прямо с выставки она позвонила в Москву дочери Щеглова, чтобы поздравить ее с событием и передать привет от авторов проекта. После разговора Лукия Мурина сказала, что она хотела бы продолжить тему Норильлага, но уже с детьми репрессированных.
Ранее «Северный город» сообщал о первой встрече норильчан с резидентами из Томска и о мастер-классе от Николая Исаева и Лукии Муриной по созданию авторских открыток.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.