#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В конце сентября в клубе-лектории «Обогатительная фабрика» норильчане встретились с автором бестселлеров «Лавр», «Авиатор», «Брисбен» и «Чагин» Евгением Водолазкиным. Писатель выступил с лекцией «Петербург как текст», где рассказал о самом литературном городе страны. А как, на его взгляд, звучит Норильск как текст?
В ответ на этот вопрос Евгений Водолазкин признался, что город произвел на него сильное впечатление. Здесь нет больших деревьев. Зато есть бескрайняя тундра и рыжеватые холмы, где чувствуется одиночество и даже пустота.
«Этот город холодный, но энергия его жителей так велика, что восполняет природные недостатки, – рассуждает писатель. – Текст Норильска, на мой взгляд, может начаться с того, что люди здесь очень заботятся о своем городе, его ауре и его энергии».
Гость «Норникель Stories: Интервью» признался, что с некоторых пор перестал любить краеведческие музеи, где разложены по полочкам экспонаты. Прогулка по городу дает ему куда больше. Если найти какую-нибудь лавочку в парке или на улице, то можно «стать незаметным, частью пейзажа», можно увидеть, «как здесь двигаются люди, как они одеты, какие у них интонации». Реакция, лица, глаза – все это важно для писателя.
«Писатель создает свой маленький, вымышленный мир, который состоит из массы разных деталей, и каждая должна быть обточена хорошо, – отвечает Водолазкин на вопрос, каким должен быть хороший автор. – У него должен быть вкус к сотворению мира и еще некоторое упорство. Потому что надо быть готовым к тому, что твои романы, возможно, не прочтут и не оценят».
У писателя, по его мнению, должна быть здоровая уверенность в себе. И в то же время – умение посмотреть на свои тексты со стороны. Евгения Водолазкина не смущает вопрос про пластиковую бутылку, которая неожиданно появляется в одной из сцен его романа «Лавр», а потом так же стремительно из повествования исчезает. Как она могла оказаться в сугробе XV века? Об этом его спрашивают на каждой встрече. Среди возмущенных комментариев в свое время были даже такие: «Понятно, что у писателей мозги набекрень, но редактор-то куда смотрел?»
«Это была моя такая шутка без особых претензий, которая намекает на то, что если время проходимо в будущее (пророчества), то должно существовать и ретроспективное отношение ко времени. Понятно, что это достаточно грубое средство, и я даже подумывал в какой-нибудь из редакций ее убрать, но мне теперь все говорят, что пластиковая бутылка уже стала брендом. Во всяком случае, я знаю, как теперь это в разных странах объяснять. Допустим, когда в Германии спрашивают, я говорю, что это моя борьба за экологию», – смеется писатель.
Время – важный персонаж во всех романах Евгения Водолазкина. И это, с одной стороны, объяснимо. Обладатель многочисленных книжных премий и лауреат большинства литературных конкурсов долго был кабинетным ученым – занимался древнерусской литературой, текстами XI–XVII веков. Отсюда и этот особый стиль жития или исторического повествования Средневековья. Впрочем, о себе автор говорит, что его любимое время – это начало XX века.
«Серебряный век – это в каком-то смысле вершина жизни России и жизни Петербурга. Это время невероятного расцвета культуры, вдохновенный полет перед падением, революционным переворотом в 1917 году. Культура тогда была какой-то особенной, щемящей, беззащитной, прозрачной», – рассказывает Евгений Водолазкин о творческой эпохе, которая получает такое большое значение на страницах его романа «Авиатор».
Слава, признание, награды на писателя никак не повлияли. Он, по его признанию, ведет довольно замкнутый образ жизни. И это при том, что книги Евгения Водолазкина изданы уже на 36 языках.
«Какой перевод для меня самый экзотичный? – на секунду задумывается писатель. – На малаялам. Я раньше даже не знал о существовании такого языка. Оказывается, его используют на юге Индии. Я спросил у переводчика, как много людей на нем говорят? Он сказал: не так много, миллионов 120. Но помимо этого есть еще переводы моих книг на хинди и бенгали».
Над чем он работает сейчас? После очередного романа Водолазкин обычно пишет пьесу. Своего рода переключение. Новую пьесу он назвал по фамилии главного героя – «Жостов». Она о 80-летнем человеке, владельце грязелечебницы, который вспоминает свою жизнь. Очевидный его жизненный успех омрачается неожиданными обстоятельствами… О нем внезапно начинает писать неприятные вещи анонимный недоброжелатель. Пьесу сейчас готовится поставить известный петербургский театральный режиссер Лев Рахлин.
Евгений Водолазкин признается, что охотно откликается на предложения театров инсценировать его романы. К примеру, три года назад сложный, многоуровневый его «Лавр» представил зрителям МХАТ имени Горького – тогда этот масштабный театральный проект успел стать одним из самых посещаемых и кассовых на столичной сцене. Сейчас спектакль Эдуарда Боякова обрел второе дыхание – несколько дней назад премьера «Лавра» с успехом прошла на сцене театра Российской армии. Постановка, как отмечают критики, стала ярче, наполнилась разнообразным реквизитом, обновленными видеопроекциями, световыми эффектами. Но главное – стала глубже и мощнее по содержанию.
«Постановка Боякова выходит за пределы традиционного театра хотя бы в том, что он поставил спектакль, почти исключительно используя мой текст. Это очень непростая задача – инсталлировать роман в спектакль», – объясняет Водолазкин.
«Лавром» заинтересовался сербский режиссер Эмир Кустурица, который 20 октября в рамках «Школы кинокритики» встретится в Ясной Поляне с Евгением Водолазкиным – режиссер и автор романа обсудят договоренности о проекте.
Несмотря на все перспективы экранизаций, писатель, однако, уверен: для современного человека очень важно читать. Картинка в телевизоре или на компьютере – это, по его словам, другое устройство сознания. В то время как текст заставляет думать. Другое дело – что именно читать? В числе книг, на которые, по мнению Водолазкина, стоит обратить внимание, – «Дни Савелия» Григория Служителя и «Репетиции» Владимира Шарова – «очень мудрый, глубокий и в чем-то недооцененный роман».
«Беспроигрышный вариант выбрать книгу – изучить шорт-листы литературных премий, сопоставить списки, и здесь совсем не важно, кто именно получит первую премию, здесь важно, что в списки финалистов попадает все лучшее, изданное за последний год. Так что побольше читайте и думайте!» – дал совет норильчанам Евгений Водолазкин.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.