#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Уже год петербуржец Александр Окунев осваивает подземные горизонты Заполярья. Он работает горным мастером на подземном участке взрывных работ в глубине одного из самых инновационных рудников «Норникеля» – «Скалистый».
Северный стаж Александра Окунева совсем небольшой, всего год. Участник программы «Профессиональный старт», в 2021 году он прошел производственную практику на руднике «Скалистый» и заключил договор о целевой подготовке, приехал в Норильск сразу после окончания Санкт-Петербургского горного института.
«Во время учебы в институте я проходил практику в Норильске, – пояснил Александр Окунев. – И тогда мне предложили после получения диплома работать на одном из горных предприятий Заполярного филиала «Норникеля». Я недолго колебался, потому что еще на практике понял, что здесь не просто интересно работать, но и можно получить бесценный опыт».
Выпускник факультета «Горное направление – взрывное дело» начинал свою трудовую биографию горнорабочим третьего разряда на шахте «Скалистая»:
«У меня был очень хороший наставник, Дмитрий Владимирович Рауш, – продолжил молодой человек. – Он учил меня не только основам профмастерства, но и преподавал жизненные уроки: как правильно организовывать работу коллектива, как взаимодействовать с людьми, нацеливать коллектив на выполнение поставленной задачи».
Сегодня в подчинении у Александра Михайловича 68 человек, он работает горным мастером на участке №85.
«Участок большой, в моем подчинении взрывники, раздатчики и горнорабочие. Работа не только ответственная, но и опасная, – подчеркнул Александр. – Мы работаем со взрывчаткой, смена длится по 12 часов. И здесь важно не просто организовать работу своих подчиненных, своевременно выполнить поставленные задачи, но и, самое главное, обеспечить безопасность труда каждого: сколько человек спустились в забой, столько же должно и подняться на поверхность».
Говоря о своем первом опыте в забое, Александр отмечает, что ему совсем не было страшно, хотя глубина «Скалистой» впечатляет.
«Здесь, в «подземке», как в питерском метро: глубоко и светло, но все-таки хочется побыстрее выйти на поверхность, – поделился собеседник. – С другой стороны, когда ты видишь отметку 2 километра 56 метров и понимаешь, каким колоссальным человеческим трудом это создано, насколько непросто взять эту руду, – это производит впечатление».
Восхищение Александра можно понять: Талнахские горные глубины впечатляют и старожилов, что уж говорить про новичков. Стволы рудника вскрывают самые глубокие залежи Октябрьского месторождения. Протяженность действующих подземных выработок – более 100 километров. Добычу ведут на глубине 700–1000 метров. Сегодня на предприятии применяется камерная технология отработки рудной залежи с последующей закладкой выработанного пространства. Рудник укомплектован современными средствами автоматизации и необходимым количеством горной проходческой техники, недаром его называют самым инновационным горным предприятием «Норникеля».
«Все это очень впечатляет, я горжусь, что работаю на таком мощном предприятии. К тому же начинать свою трудовую биографию с «Норникеля» – это круто, – добавил Александр. – За этот год я понял, что хороший руководитель просто обязан быть уверенным в себе и ответственным, что шахта не терпит безответственных лентяев. Прежде всего нужно работать добросовестно, а к этому и все остальное приложится. Кроме того, я обязан организовать безопасную работу своих подчиненных. Как руководитель, я должен уметь все делать сам и досконально знать свою работу, чтобы каждому сотруднику доходчиво объяснить его задание».
Горняцкий труд тяжелый и опасный, а у мастера помимо физической нагрузки еще и психологическая – он за каждого своего рабочего несет ответственность.
«Мне нравится, что компания уделяет много внимания не только выполнению плана, но и технике безопасности: идет модернизация, приобретается новая техника. Здорово, что разрабатываются социальные программы, в том числе для молодых специалистов. Здесь заботятся об отдыхе своих работников и об улучшении быта. На мой взгляд, это очень правильный подход», – уточнил Александр.
Но это все о работе, в этом у нашего героя, кажется, нет проблем: учится, набирается опыта, строит карьеру. А вот когда речь заходит о быте, то собеседник более сдержан.
«Норильск, конечно, немного напоминает Питер, но это не Питер, здесь все другое, – подчеркнул Александр. – Меня хорошо встретили, поселили в доме молодых специалистов. Если говорить о свободном времени, то у меня его нет. Поэтому культурную и общественную жизнь северного города практически не знаю и не берусь судить. Я, конечно, пытаюсь интегрироваться в местную жизнь, уже есть знакомые ребята, есть к кому сходить в гости. Пережил первую полярную ночь и черную пургу, но все равно очень скучаю по родному городу. К тому же в Норильске очень трудно достать качественные продукты. Говорят, здесь раньше были свои фермы и теплицы, жаль, что этого нет теперь. Все привозное, дорого и сроки годности не всегда соблюдаются. Бытовые неудобства мешают, но все компенсирует работа, которая мне очень нравится. Не знаю, как надолго я здесь останусь, возможно, из меня и получится настоящий норильчанин, мне бы этого хотелось».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.