#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Аэропорт Норильск отметил памятную дату: пять лет назад была закончена реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП) протяженностью 2821 метр. Финальная точка в третьем этапе большого ремонта была поставлена 24 сентября 2018 года.
Масштабная реконструкция норильского аэропорта длилась с 2016 по 2018 год в три этапа, самым сложным объектом, несомненно, стала реконструкция ВПП.
Стоит напомнить, что этот масштабный, социально значимый проект реализовали в рамках соглашения между Росавиацией и компанией «Норникель». Общий объем инвестиций в модернизацию аэропорта составил более 12,5 миллиарда рублей. Из них 5,8 миллиарда рублей – вложения «Норникеля».
Первый этап реконструкции завершили летом 2016 года. Тогда обустроили 720 погонных метров искусственной ВПП и 160-метровый переходный межсезонный пандус из асфальтобетона между новым и старым покрытием, а также ввели в эксплуатацию несколько вспомогательных объектов. Для этого на стройке функционировало два бетонных завода, производительность каждого – 120 кубов в час, и современный бетоноукладочный комплекс. Также была своя лаборатория, которая проверяла качество продукции, используемой на реконструкции ВПП. Контроль был жестким.
В ходе второго этапа построили еще 1040 метров ВПП. При этом затратили около 50 тысяч кубов щебня, 30 тысяч – песка, 60 тысяч – базальтовой скалы, 40 тысяч кубов ПГ. Кроме того, подрядчики смонтировали современные системы светосигнального оборудования и осевого освещения, которого до тех пор не было в северной авиагавани.
Третий этап включал самые сложные работы – обустройство оставшихся 1080 погонных метров взлетки. Кроме того, он стал самым непростым с точки зрения выполнения полетов: задействовали укороченный участок полосы, самолеты и пассажиры обслуживались на временной площадке.
По завершении реконструкции в эксплуатацию приняли не только взлетно-посадочную полосу, но и установленные в порту навигационные, светосигнальные и метеорологические приборы.
За все время реконструкции в работах участвовали 930 человек и 525 единиц строительной техники.
После завершения всех работ норильский аэропорт стал на класс выше по светосигнальному и радиотехническому оборудованию, качеству покрытия взлетно-посадочной полосы и другим параметрам.
На сегодня норильская взлетно-посадочная полоса ровная и безопасная, соответствует всем авиационным требованиям, что подтверждено сертификатом Росавиации.
Сейчас длина полосы составляет 2850 метров, а общая площадь гражданского перрона – 108 тысяч квадратных метров. Аэродром может принимать любые типы воздушных судов.
Сейчас аэропорт носит название Норильск, а в рамках федеральной программы «Великие имена России» ему присвоили имя Николая Урванцева – руководителя исследовательских экспедиций в Арктику, первооткрывателя месторождений норильских медно-никелевых руд, первого почетного гражданина Норильска.
Аэропорт Норильск сегодня – это современный терминал для приема пассажиров, в котором размещены кафе, магазины, комната матери и ребенка, здравпункт, залы ожидания, зона для обслуживания маломобильных групп населения, справочное бюро, имеется бесплатный Wi-Fi. Как и положено, в зале регистрации размещено табло вылета и прилета, а на официальном сайте можно найти всю актуальную информацию о рейсах. Пропускная способность аэропорта выросла с 450 человек в час до 600. Введены в эксплуатацию два ленточных транспортера для выдачи багажа от ведущего производителя специализированного аэропортового оборудования – голландской фирмы VanDerLande Industries.
В ожидании рейса, багажа или посадки в воздушное судно пассажиры проводят время в специальных зонах, оборудованных телевизорами со спутниковым TV. В зале ожидания на втором этаже – столовая и представительства авиакомпаний. Оплата товаров и услуг аэропорта возможна как за наличный, так и безналичный расчет.
Уникальность проекта, в который было вложено много сил и денег, еще и в том, что на протяжении всех трех этапов реконструкции воздушное сообщение с Норильском не прекращалось. По сути, в Норильске создали прецедент не только для России, но и для всей мировой авиации.
Социальную значимость аэропорта трудно переоценить. Открытый в прошлом веке, в 1966 году, на протяжении этих почти 60 лет он – единственная связь Таймыра с другими регионами страны, не считая судоходства по Енисею и Северному морскому пути.
Кроме того, Норильск был и остается важнейшим плацдармом для освоения Арктики, что особенно актуальным стало сегодня. Не случайно в январе этого года Михаил Мишустин, председатель правительства РФ, подписал распоряжение о присвоении самой северной воздушной гавани в мире статуса международной. Инициатором присвоения этого статуса выступил «Норникель».
Так, в истории норильского авиасообщения открывается новая страница – выход на мировой уровень, что даст возможность установить в Арктике еще один воздушный грузопассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу страны. Но для этого «Норникелю» вновь предстоит провести масштабную работу по обновлению аэропорта. Реконструкцию аэровокзального комплекса планируют в три этапа с завершением в первом квартале 2025 года.
Историческая справка
Сегодня сложно представить, что когда-то в Норильске не было авиасообщения с Большой землей. А между тем исторические факты свидетельствуют: 12 гидросамолетов, направленных на Север для обслуживания изыскательских партий, впервые приземлились на реке Рыбной в 1933 году. Пассажиров и грузы везли в Норильск по тундре на лошадях. И только через два года, в 1935-м, была открыта прямая авиалиния Дудинка – Норильск. С 1940 года гидросамолеты начал принимать Валек.
В 1945-м начальник Норильского комбината Александр Панюков подписал приказ №382 от 23 мая о строительстве постоянного аэродрома поселка Норильск в районе станции Надежда. Первый искусственный аэродром принимал воздушные суда Ли-2, По-2, Ил-12, Ил-14. В скором времени Норильску стало не хватать уже и Надежды с Вальком – потребности города, переставшего быть лагерем, росли.
В 1950 году начались проектно-изыскательские работы по строительству нового аэропорта вблизи станции Алыкель, а также временного аэродрома на разъезде Нежданном, работавшего только зимой и предназначенного для приема турбовинтовых самолетов Ан-10, Ан-12, Ил-18. Открытия Алыкеля ждали. Строительство его – на месте военного аэродрома – шло ускоренными темпами. К слову, по этой ли причине, а может, из-за того что взлетно-посадочная полоса в Алыкеле была специальная, усиленная, впоследствии по городу пошли слухи, что в Норильск собирался прилететь Никита Хрущев и аэродром был построен специально к его приезду. Были ли реальные основания для таких разговоров, сказать сложно, однако уже в 1964 году на аэродроме приземлился первый самолет Ил-18, следовавший из Москвы.
В это время в состав комплекса «Алыкель» входила только взлетно-посадочная полоса: здесь не было ни терминала, ни рулежных дорожек, ни стоянки для воздушных судов. Решение проблемы нашлось быстро. Исполком Норильского городского совета, обязав начальника аэропорта Алыкеля обеспечить работу аэродрома по регламенту 12 часов в сутки для приема и выпуска Ил-18 и Ан-10, обратился к Норильскому комбинату с просьбой установить на железнодорожной станции Алыкель два вагона, переоборудованных под временный вокзал – что и было сделано.
При этом, как свидетельствуют архивные материалы, уже в мае 1965 года исполком горсовета отметил, что «на аэродроме Норильск (ст. Алыкель) подготовлены минимально необходимые здания и сооружения для круглосуточной эксплуатации аэропорта». В связи с закрытием аэропорта Нежданный было решено начать работу Алыкеля, а в июле прервать ее для продолжения строительства. Постоянная же эксплуатация аэродрома началась в 1966 году, с введением в строй пассажирского терминала.
В 2019 году норильский аэропорт занял второе место в национальной премии «Воздушные ворота России» в номинации «Лучший аэропорт с пассажиропотоком до 500 тысяч», а также третье место в конкурсе «Транспортная безопасность России».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.