#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Известный факт: чтобы производственная деятельность была эффективной, нужно контролировать состояние работников. Подавленное настроение влияет на уровень вовлеченности в операционные процессы, взаимоотношения с коллективом и посещаемость. По этой причине как в мире, так и в России все больше компаний внедряют программы поддержки сотрудников. «Норникель» не исключение. Об этом наш разговор с заместителем директора Заполярного филиала по персоналу и социальной политике Анастасией Перфильевой.
– Анастасия Юрьевна, не так давно в Норильске была запущена комплексная программа поддержки сотрудников на платформе компании «Понимаю». С какой целью она создавалась?
– Эта программа стартовала 14 октября. В условиях пандемии, когда доступ к каким-либо ресурсам, организациям ограничен, она призвана помочь нашим сотрудникам в режиме онлайн получить ответы на те вопросы, которые их волнуют. Они могут касаться разных сфер жизни. Это и здоровый образ жизни, и банковское кредитование, и психологическая поддержка. Продукт создал ведущий провайдер в стране, клиентами которого сегодня являются около тысячи юридических лиц и почти 680 тысяч физических. Для нашего региона компания делает это впервые. Возможно, люди не привыкли к таким продуктам, но надо понимать: мир уже никогда не будет прежним. И наша задача – дать своим работникам чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
– То есть можно сказать, что пандемия стала отправной точкой для внедрения программы?
– Мы бы в любом случае задумывались о создании такого продукта – весь мир сегодня переходит на цифровой формат. Как известно, в «Норникеле» реализуется масштабный проект «Цифровая грамотность», где мы учим наших работников азам, рассказываем, что делается в компании в этой сфере. А с учетом того что у людей возникли определенные запросы, пандемия, безусловно, сподвигла нас к запуску комплексной программы «Понимаю». По результатам пилотного периода – с октября по декабрь – мы примем решение, развивать дальше этот проект или нет. Поэтому очень важно, чтобы работники не стеснялись, обращались к специалистам со своими вопросами.
– О каких консультациях идет речь? И насколько специалисты, которые будут оказывать эту услугу, компетентны?
– Ситуации у людей могут быть разные. Это и спад рабочей активности, и эмоциональные проблемы, в частности конфликты в коллективе, и сложные этапы в семье. В таких обстоятельствах вполне могут возникать вопросы эмоционального выгорания, профессиональной деформации. Мы понимаем, что люди сейчас находятся в особых психологических условиях, когда нагрузка и страх негативно влияют как на их личное психологическое благополучие, так и на атмосферу в коллективе. Поэтому высококвалифицированные специалисты готовы предложить конкретные практические технологии, которые позволят стабилизировать психологическое состояние наших работников и членов их семей. Каждая консультация длится 60 минут.
– А если этого времени окажется недостаточно, чтобы успокоить человека? С каждым днем количество заболевших увеличивается. Страшно за близких, непонятен завтрашний день, все терпят убытки, ничего нельзя планировать. Как жить в ситуации абсолютной неопределенности?
– Если времени для консультации специалиста окажется недостаточно или работник не получит исчерпывающего ответа, есть возможность привлечь дополнительные ресурсы. Конечно, совсем спокойными сейчас оставаться сложно. Ведь в значительной мере изменился весь жизненный уклад. Мы находимся в зоне неопределенности, а это всегда повышает тревогу. Однако осознание проблемы – первый шаг к ее преодолению.
– Кто может стать участником программы?
– В настоящее время программа рассчитана на сотрудников Заполярного филиала. Каждый работник может записаться на консультацию. Допускаются случаи, когда помощь специалиста требуется не только сотруднику, но также членам его семьи – к примеру, подросткам. И мы к этому готовы. Условия записи и получения консультации есть в промоматериалах, размещенных на информационных стендах в подразделениях, распространяется информация и по корпоративной почтовой системе. Подробности также можно узнать обратившись в службы по работе с персоналом подразделений.
– Не секрет, что многие люди в нашей стране все еще не готовы доверять свои проблемы психологам.
– Я подчеркну: со всеми обращениями наших работников специалисты работают на условиях анонимности и конфиденциальности. Безусловно, оказание психологической помощи требует щепетильного подхода, гибкости и понимания. Поэтому главная задача специалиста «на том конце провода» – как можно точнее понять обстоятельства, в которых находится сотрудник, и дать практические рекомендации, чтобы свести к минимуму негативные последствия пандемии. К примеру, объяснить, как избежать переутомления в условиях ограничений и сниженной физической активности, как обеспечить личное пространство для каждого члена семьи или организовать график жизни детей на самоизоляции, как выстраивать с ними взаимоотношения, чтобы сохранить доверие и свой авторитет или избежать конфликтов на работе в условиях повышенной тревоги и неопределенности.
– Вы наверняка проводили мониторинг подобного опыта в российских и мировых компаниях… Работодатели, особенно на Западе, используют различные приемы: и особую «домашнюю» атмосферу с капсулами сна, и бесплатное ресторанное питание, и расслабляющие практики – от йоги до массажа, направленные на создание психологического комфорта.
– Безусловно, мы мониторили такой опыт. Наш провайдер взаимодействует со многими ведущими российскими компаниями, для которых психологическая помощь стала частью внутренней корпоративной культуры. Работодатели понимают: зачастую поиск нового сотрудника обходится дороже, чем удержание опытного и квалифицированного коллеги, испытывающего временные трудности. Поэтому и есть смысл в создании таких программ, которые помогают снизить уровень тревожности и обеспечить психологическую помощь в критической фазе, от чего в итоге выиграет вся компания.
– В течение всего периода действия программы «Норникеля» планируется проведение двух вебинаров. Расскажите, пожалуйста, на кого они рассчитаны?
– На руководителей подразделений, а также на специалистов среднего звена, мастеров, линейных руководителей. Они также должны понимать, как снимать напряженность работников, как реагировать на панические атаки. В контексте психологической поддержки трудно говорить об обязанности начальника следить за подчиненным, поскольку последний может маскировать свои проблемы, опасаясь выговора или увольнения. Мы рекомендуем просто внимательнее относиться к кругу общения в рабочем коллективе, и если какой-либо сотрудник – подчиненный или просто коллега – начинает вызывать опасения, не отбрасывать их, а принять во внимание и действовать. Мы постоянно напоминаем людям, что о них заботятся, но и сами они могут и должны позаботиться о себе. Не накручивать, не разрушать, а именно заботиться.