#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В экспедиции Красноярского отделения РГО и Министерства обороны РФ приняли участие дайверы из Норильска и Екатеринбурга, представители Министерства обороны РФ, профессиональные снегоходчики и водители вездеходов, а также фотографы.
Расстояние от Дудинки до места развертывания лагеря составило 538 километров, которые экспедиция преодолела за двое суток. От базового лагеря (армейской палатки размером 6 на 10 метров) до места погружений было еще 38 километров. Их члены экспедиции в течение трех дней ежедневно преодолевали на трех снегоходах и двух вездеходах.

Всего из Дудинки в район Крестовских островов в Енисейском заливе Карского моря отправилась команда из 21 участника. Затопленный в 1943 году сухогруз впервые был обследован экспедицией РГО в 2024 году. Предполагается, что судно было торпедировано немецкой подводной лодкой во время перевозки груза Северным морским путем. Вторая экспедиция, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, длилась с 10 по 17 апреля 2025 года.
По возвращении руководитель Норильского отделения РГО Максим Миронов на своей странице в соцсети сообщил подробности исследований-2025:
«В течение трех дней проводили подледные погружения двумя группами. Условия погружений очень сложные, так как, помимо плохой видимости и темноты, в верхнем слое воды было сильное течение в сторону Карского моря, из-за которого аквалангистов сразу сносило в сторону моря, и приходилось делать очень быстрый спуск на глубину 9–10 метров. Но и на этой глубине дайверов ждал «сюрприз» – галоклин. Это слой в толще воды, в котором смешивается пресная вода из реки Енисей с соленой водой из Карского моря, это явление сильно искажает видимость, похоже на то, как будто резко ухудшилось зрение. Даже с расстояния 15 сантиметров было сложно увидеть, какое давление воздуха в баллонах на манометре. Дала о себе знать и экстремально холодная температура воды – ноль градусов по Цельсию. Несмотря на все это, нам удалось исследовать участок ближе к носовой части парохода. Состояние корабля разное, в некоторых участках достаточно хорошо сохранились корпус и верхняя палуба, есть участки, в которых все элементы корабля сильно искорежены, металл буквально разорван и вывернут наизнанку. Скорее всего, такие повреждения пароходу нанес ежегодный ледоход, который на протяжении 80 лет огромной массой разрывал металлические конструкции. Надстройки на палубе в месте погружений отсутствуют. Большая часть корпуса погружена в ил, высота борта от дна до палубы три метра. При погружениях на видео зафиксировали состояние верхней палубы и расположение трюмов, дошли до швартовых кнехтов и осмотрели якорную лебедку с мощной цепью, уходящую в трюм. Взяли пробы воды в верхнем и нижнем слое».
По словам Максима Миронова, организация весенней экспедиции была очень непростой, но еще больше непредвиденных обстоятельств возникало по ее ходу. Однако команда справилась со всеми проблемами, выполнив все поставленные задачи. Фото и видеоматериал уже исследуют специалисты, сопоставляя его с архивными документами. Отдельно Максим Миронов благодарит «Норникель» и «Роснефть» за поддержку проекта.
Важность этого проекта отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко: «Эта экспедиция важна для Красноярского края и России в целом, она продолжает ряд экспедиций Русского географического общества по сохранению исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны и героизме советских людей», – цитирует его официальный сайт ККО РГО в новости о завершении «Тбилиси-2025».

Экспедиция «Тбилиси-2025» была проведена при поддержке ГМК «Норильский никель» и НК «Роснефть».
Ранее «Северный город» сообщал о том, что Институт океанологии создал систему мониторинга климата Арктики.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.