#НОРИЛЬСК. «Северный город» – 25 октября «Норникель» дал старт крупнейшему экологическому проекту в России – на Надеждинском металлургическом заводе началось комплексное опробование на первой технологической линии «Серной программы». Его задача – радикально сократить выбросы диоксида серы в Норильске. От начала строительных работ до настоящего времени прошло уже более трех лет. За этой цифрой кроется огромная работа, которую проделали сотни специалистов и тысячи рабочих. А все вместе они – большая команда, создающая единый проект. Как работалось одному из крупнейших подрядчиков «Норникеля» по строительству «Серной программы» компании «Велесстрой», в интервью «Северному городу» рассказал руководитель проекта в компании Петар Куриджа.

– Вашей командой пройден колоссальный, грандиозный путь на стройке. Расскажите, с чего для вас лично и для компании «Велесстрой» начинался этот грандиозный проект? Насколько сложно было начать все с нуля?
– Запуск первого этапа «Серной программы» – это реализация крупного экологического проекта, входящего в общероссийский проект «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Мы испытываем гордость, что имеем честь принимать непосредственное участие в таком масштабном проекте.
Суровые заполярные климатические условия, логистика, эпидемия ковида, конечно же, создавали некоторые сложности для нас. Однако по самой технологии строительства ничего нового для «Велесстроя» нет. Наша фирма уже более 20 лет работает на Севере и фактически все время в сложных условиях, где температура доходит до минус 50 градусов. Люди у нас к ней привыкшие, и в этом для нас препятствий нет. Единственное, что стало необычным, – дорога общего пользования, которая связывает аэропорт и Норильск, бывает блокирована во время пурги, что препятствовало транспортировке сотрудников из Кайеркана и Норильска.

– Как шла работа во время реализации проекта? Что было в новинку?
– Мы первый раз сотрудничаем с компанией «Норникель». Весь наш проект по «Серной программе» – это 24 титула.
Пришлось построить совершенно новую схему комплектации и поставки материалов. Разработано четыре вида контрактов поставки. Это новая особенность, с которой мы не сталкивались раньше. Поначалу было трудно, но, можно сказать, руку уже набили.
Логистика – очень важная часть реализации проекта. Мы полностью разработали стратегию, чтобы нивелировать все риски. Конечно, было много разных препятствий на этом пути, но результат говорит сам за себя – проект успешно реализуется.
Хочу отметить, что все это было бы невозможно без поддержки проектного офиса «Серной программы» «НН Девелопмент», потому что с самого начала заказчик показал, что наш успех – это их успех.

– Петар, вы руководите на этом проекте буквально всем. Что было самым тяжелым в начале пути?
– Каждый проект начинается с бытовых моментов. Нужно найти, где и как поселить всех людей. Здесь с заказчиком у нас была договоренность о том, где мы можем расселять наших сотрудников. Это один из самых тяжелых моментов – параллельно строить и размещать людей в таких тяжелых погодных условиях. Но этот процесс был хорошо отлажен.
– Подскажите, как в вашей работе удается ничего не упустить? Как удается все предусмотреть?
– У нас есть департаменты по комплектации, по контролю качества, по охране труда, по хозяйственно-бытовой части, по управлению механизации транспорта и другие… И каждый из этих департаментов имеет свою оргструктуру на площадке. Параллельно идентичная структура функционирует в центральном офисе в Москве. И когда мы линейно и точечно начинаем обсуждать все стратегические и проблемные вопросы в течение строительства, мы быстро получаем результат, потому что каждый отвечает за свою сферу деятельности, плюс идет поддержка от заказчика.

– Ваша команда наряду с другими подрядчиками построила этот уникальный экологический проект, при этом есть ли понимание, насколько важную работу вы выполнили?
– Строительство – это одно. А сама технология, или душа проекта, его цель, – это действительно другое. Весь комплекс технологии утилизации диоксида серы разделен на два цикла. Первый подразумевает изготовление серной кислоты и ее складирование – она хранится в шести больших резервуарах, откуда потом идет дальше на нейтрализацию, которая происходит внутри реакторов. Это второй цикл. Крайним продуктом смешивания известнякового молока с серной кислотой является гипсовая пульпа, которая отправляется в гипсохранилище. Конечная цель проекта – значительное снижение выбросов диоксида серы от металлургического производства. И мы уже получаем благодарность от жителей Норильска за участие в этом проекте.
– Расскажите немного о команде «Велесстроя», которая здесь работает. Как подбирали специалистов?
– Ключевых специалистов «Велесстрой» фактически выращивает на проектах. Мы привлекаем людей с опытом для строительства такого масштабного проекта, которые уже поработали в нашей системе и имеют результат.
Также в подборе персонала к нам подключается HR-отдел, департамент центрального офиса с филиалом здесь на площадке, где мы постоянно проводим тестирования, трудоустройство, чтобы закрыть все вакансии квалифицированными специалистами.
Новых людей обучаем, чтобы в дальнейшем они могли работать на компанию «Велесстрой» для реализации новых проектов.

– Здесь представлена международная команда, можно сказать. Расскажите немножко об этом. Кто откуда?
– Руководящий персонал – это в основном люди из Российской Федерации и частично коллеги из Белоруссии и государств бывшей Югославии, в основном Сербия, Босния и Хорватия. Но здесь у нас не только коллеги из Европы. У нас тут есть специалисты из Киргизии, Казахстана и других азиатских стран. Можно сказать, что мы международная компания, которая привлекает персонал из разных регионов, чтобы получить положительный результат проекта, за который взялись.
– Как находите общий язык? Все прекрасно получается.
– У нас общая цель, к которой мы идем. Каждый сотрудник является хорошим специалистом в своей области. Конечно, практически все разговаривают по-русски, и, самое главное, у нас тут речевого барьера нет.
– Расскажите немного о себе. Откуда вы сами? Какой у вас опыт за плечами? На каких проектах работали?
– У меня большой опыт в строительстве в европейских странах. Опыт работы в России начался с 2014 года. До «Велесстроя» также был руководителем проекта. В организации ООО «Велесстрой» работаю с 2017 года. Работал в Краснодаре, в Москве на строительстве коммерческих, социальных и жилищных объектов. Далее мне предложили роль руководителя проекта в Новом Уренгое. Это было гражданское строительство (детские сады, школы, дома премиум-класса), где я по максимуму проявил себя. Также параллельно курировал гарантийный ремонт на нефтеперекачивающих станциях на месторождениях в Новом Уренгое.
После положительных результатов в апреле 2021 года мне предложили роль руководителя альфа-проекта в Норильске, которую я принял.
6 апреля 2021 года переехал в Норильск, 16 апреля мы заключили контракт на нейтрализацию серной кислоты в рамках строительства проекта «Серная программа».
– Петар, если говорить про условия работы в Норильске, с какими вызовами климатическими и еще какими-то вы здесь столкнулись? До этого, говорите, работали в Новом Уренгое. Это Западная Сибирь, у нас Восточная Сибирь. Что на себе прочувствовали здесь?
– Что касается уровня температурного режима, он почти одинаков. Но очень сильный ветер создает здесь более жесткие климатические условия, и работать действительно намного тяжелее. Особенно если поднимается черная пурга, сильный ветер при низких температурах. И плюс снежная мгла – невозможно работать. Именно в таких условиях приходилось принимать решения, как не останавливать работу. Уверен, что мы с этим успешно справились.
Можно еще отметить, что замедляло весь процесс строительства то, что работать пришлось в условиях действующего завода. Но в целом мы закалились и двигаемся вперед.
– Петар, с какими ожиданиями команда «Велесстроя» подходит к финалу этого грандиозного проекта?
– Самые большие ожидания, которые у нас имеются перед завершением проекта, – выполнение контрактных обязанностей на 100 процентов. Это значит, все объекты должны быть закончены, вся пусконаладка должна быть завершена и все должно полностью функционировать. Ну и как финиш – последующая передача в эксплуатацию построенных нами объектов. Главная цель – закончить успешно проект.
– Если говорить о важности этого экологического проекта для всей России и для мировой экологии, свою причастность как ощущаете? Есть гордость?
– Да, гордость есть. Про себя могу сказать, что это искушение или, как мы иногда любим говорить, Божья миссия. Потому что в целом весь город, вся Россия и, конечно, мир будут иметь пользу от снижения выбросов диоксида серы, это говорит, что мы действительно по окончании строительства сможем гордиться своей работой.

О том, как «Серная программа» изменила работу Дудинского морского порта, рассказал директор Заполярного транспортного филиала Алексей Новаков – многое в работе порта пришлось изменить, преобразовать, улучшить.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.