Реклама
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (3502) Норильск (2607) covid-19 (2021) Красноярский край (1021) Таймыр (679) АРН (586) Происшествия (586) Медиакомпания Северный город (519) МВД (507) школьники (506) конкурс (485) Коронавирус (435) спорт (422) экология (412) Туризм (387) статистика (382) Арктика (381) вакцинация (363) Новости (325) мошенничество (316)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
  • Норильск
    • Норильск
    • Талнах
    • Кайеркан
    • Алыкель
    • Дудинка
  • -25 °c
    Влажность: 97%
    Ветер: 3 м/с
  • Актировки
    Прогноз: 1-8 классы
  • USD
    ₽88.88 (+0.31%)
  • GMKN
    ₽16976 (+5.82%)
Никакого результата
Просмотреть весь результат
  • Авторизация
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (3502) Норильск (2607) covid-19 (2021) Красноярский край (1021) Таймыр (679) АРН (586) Происшествия (586) Медиакомпания Северный город (519) МВД (507) школьники (506) конкурс (485) Коронавирус (435) спорт (422) экология (412) Туризм (387) статистика (382) Арктика (381) вакцинация (363) Новости (325) мошенничество (316)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (3502) Норильск (2607) covid-19 (2021) Красноярский край (1021) Таймыр (679) АРН (586) Происшествия (586) Медиакомпания Северный город (519) МВД (507) школьники (506) конкурс (485) Коронавирус (435) спорт (422) экология (412) Туризм (387) статистика (382) Арктика (381) вакцинация (363) Новости (325) мошенничество (316)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Главная Лонгриды

Широкая колея

20 октября 1953 года в Норильске была запущена в эксплуатацию широкая колея железной дороги Норильск – Дудинка.

20 октября
Время прочтения: 4 мин.

#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Норильскую железную дорогу, сегодня это Предприятие технологического железнодорожного транспорта, называют самой северной и уникальной. Она проходит по вечной мерзлоте, по тундре, где высота сугробов зимой достигает нескольких метров.

Строительство железной дороги началось осенью в далеком 1935 году при первом начальнике Норильскстроя – Владимире Зосимовиче Матвееве, и это, увы, стоило ему свободы. Вообще, Матвееву достались, наверное, самые трудные годы: никто, нигде и никогда до этого не строил на вечной мерзлоте фабрик, заводов, домов, железных дорог. Для строительства нужны были материалы, а строителям-зэка и их охранникам – пропитание. Считая главной проблемой доставку грузов в Норильскую долину, Матвеев в первую очередь принял решение о строительстве железной дороги.

В архивах Норильска о строительстве железной дороги сохранились уникальные документы. К примеру, один из первых приказов Владимира Матвеева:

«…Необходимость дальнейшей переброски грузов через почти непроходимую тундру из Валька к основному месту строительства в Норильск заставила принять решение во что бы то ни стало, невзирая на очевидный недостаток рабочей силы, построить узкоколейную железную дорогу протяжением 14 км». [АНГМК оп. 7. д. 1]

По решению Матвеева строительство дороги возглавил его заместитель Петр Аппарович, который впоследствии стал первым начальником дороги. Уже в 1936 году была построена узкоколейка Валек – Норильск протяженностью 14 км. От берега реки Норильской, куда по Пясинской водной системе были доставле­ны первые грузы для стройки, составы шли в город. Вскоре открылись курсы машинистов паровоза.

Узкоколейка 40-е годы

А в 1937 году в Норильск пошли первые поезда по узкоколейке от Енисея, также была основана опытная станция снегоборьбы.

О снегоборьбе следует сказать отдельно. Сегодня у Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) есть автоматическое оборудование для обдува стрелок от снега и льда. Оно особенно выручает при метелях, хотя по-прежнему треть работ по снегоочистке – это ручной труд. А вот тогда снежные заносы были настоящим бедствием. В архивах сохранился приказ №13 от 21.01.1937 за подписью Матвеева:

«В условиях Заполярья вопросы борьбы со снежными заносами нужно прорабатывать заново, так как никаких практических указаний на способы снегоборьбы применительно к Заполярью специальная литература не дает. Наша цель – практически, учитывая особенности климата и ветровой режим, выработать на основе опыта первой зимы эксплуатации железной дороги мероприятия по борьбе со снежными заносами. Приказываю: дорожно-транспортному отделению организовать опытную станцию по изучению вопросов снегоборьбы… Провести испытания различных способов (активный и пассивный) борьбы со снегом. Заведующим опытной станцией назначается з/к В.Н.Соснин».

Узкоколейка Дудинка-Норильск 1950г.

Благодаря работникам этой опытной станции, где трудились в основном заключенные, были изобретены снегозащитные устройства, которые, как и электропрогрев грунта и бетона, сыграли важную историческую роль в развитии строительства комбината. Но все эти поистине грандиозные дела не спасли первого начальника Норильскстроя от печальной участи. Когда узкоколейка вошла в строй, стали очевидны просчеты строителей – выпучивание опор мостов, трещины и провалы полотна и так далее. Ведь первые километры дороги прокладывали буквально из ничего: в насыпь укладывали торф и валежник, мох и хворост, шпалы из сырой лиственницы. И несколько руководителей Желдорстроя были арестованы, в том числе и Матвеев, признаны врагами народа со всеми вытекающими последствиями.

До апреля 1937-го весь локомотивный парк состоял лишь из двух паровозов серии 159. Из Дудинки тогда везли цемент, стекло и другие материалы, а из Норильска – уголь. Часто случавшиеся аварии и крушения (например, только в 1939 году их было 581) стали считаться не более чем «издержками производства», хотя порой движение и приостанавливалось на несколько месяцев.

Строительство широкой колеи

Но уже 18 мая 1937 года на линии Дудинка – Норильск впервые началось сквозное движение поездов, а 1 июня 1939-го было объявлено об открытии пассажирского движения и организована продажа билетов. Скорость поездов увеличилась. На прохождение всего пути требовалось около суток, а при хороших погодных условиях – 10–12 часов. 

Полтора года спустя, в январе 1940-го, было образовано отдельное подразделение горно-металлургического комбината – Норильская железная дорога.

Летом 1941-го в Дудинском порту выгрузили первый ширококолейный подвижной состав. Тогда же начал действовать первый пятикилометровый участок дороги с шириной колеи 1524 мм. В годы Великой Отечественной войны темпы роста Норильского комбината значительно возросли, его продукция для страны была неоценима. В 1942 году один из небольших ширококолейных участков на рудниках к юго-западу от Норильска был электрифицирован. Тем не менее все грузы между Норильском и Дудинкой по-прежнему транспортировались по узкой колее. И маломощная узкоколейка уже не справлялась с возрастающим объемом перевозок для гигантского предприятия. И наконец в 1946 году было принято решение о строительстве принципиально новой, более современной ширококолейной магистрали.

Работы начались в 1947 году. В первую очередь было решено открывать «внутренний» участок Норильск – Кайеркан – Амбарная. Рельсы и подвижной состав для него также завозили по узкой колее. В июле 1950 года от Норильска до Кайеркана прошел первый «большой» поезд. В 1951 году был открыт участок от нынешней станции Норильск-Сортировочная до станции Алевролитная через станцию Угольная, полукольцом огибающий главную промышленную зону. Наконец 22 ноября 1952 года в Норильск «на своих осях» прибыл первый ширококолейный состав из Дудинки. Новая железная дорога связала Дудинку и Норильск по кратчайшему направлению. Широкая колея прямее узкоколейки и метров на 20 короче. Из Дудинки первый поезд отправился с десятью вагонами леса. Этим поездом ехало большое количество людей, в том числе и путейцев. Официально строительство было завершено в октябре 1953 года.

Особая страница в истории норильской «железки» – электрички, конечно же, самые северные в мире, которые начиная с 1957 года вплоть до 1998 года круглогодично бегали по железной дороге – перевозили норильчан из города в аэропорт, в Дудинку и обратно. Въезжающих в первый раз в Норильск со стороны аэропорта порой удивляет, что главная и самая красивая площадь города (Октябрьская) находится на противоположном его конце, а памятник Ленину стоит к городу спиной. Загадка объясняется просто – именно здесь до конца 1980-х годов располагался пассажирский вокзал (станция Октябрьская), куда приходили поезда из Дудинки и позднее – аэропорта Алыкель. Интенсивности пригородного движения Норильска в его лучшие годы мог позавидовать иной областной центр. До середины 1970-х пригородные поезда под тепловозами ходили и в Талнах. Отправлялись они со станции Голиково, что на окраине Норильска по маршрутам: Голиково – рудник «Октябрьский», Голиково – Энергетическая (ТЭЦ-2), Голиково – «Маяк», Голиково – рудник «Комсомольский».

Строительство автодорог привело к тому, что пассажиропоток с электричек стал постепенно перемещаться на автобусы. В начале – середине 1970-х были отменены поезда талнахского направления, отправлявшиеся со станции Голиково. А в конце 1980-х была закрыта станция Октябрьская (на том месте сейчас мечеть), и сильно уменьшившиеся в числе электрички стали отправляться от станции Норильск-Сортировочная. Ее монументальный вокзал, построенный в 1953 году, использовавшийся все время как управление самой северной железной дороги и, по легендам, рассчитанный на скорый приход сюда линии с материка, стал принимать пассажиров. Но весной 1998 года руководство города и комбината приняло решение об отмене всех электричек и демонтаже контактной сети – как экономически неэффективных, и в 1999 электрички ходить перестали. По сей день старожилы, сталкиваясь с немалыми трудностями при поездках на работу, например на «Надежду» после объявления сигнала «Шторм», с ностальгией вспоминают электричку – старую и медленную, но безотказную в любую погоду.

Сегодня общая длина железнодорожных путей составляет 371 километр. Есть свои подъездные пути – протяженностью около 50 километров – и на предприятиях Заполярного филиала. Предприятие по-прежнему остается крупнейшей изолированной сетью железных дорог широкой колеи (1520 мм). Она почти полностью охватывает Норильск, проходя через промзоны и дальше, в Талнах и Дудинку. Участок от Норильского узла до Талнахского считается самым грузонапряженным – по нему перевозят руду.


В состав ПТЖТ входит несколько служб и цехов. Самое большое подразделение – цех подвижного состава, который занимается эксплуатацией тепловозов и подвижного состава. За организацию перевозок грузов отвечает служба движения, за содержание верхнего строения пути, мостов – служба пути и служба подъемно-транспортного оборудования. Работу систем сигнализации, централизации, блокировки и связи обеспечивает служба сигнализации и связи, за обеспечение подразделений предприятия электроэнергией, водоснабжением, тепловой энергией отвечает служба энергетического хозяйства.


Сейчас компания реализует проект по модернизации железной дороги в Норильске: обновляет подвижной состав, развивает путевое хозяйство.

Самая северная железная дорога развивается и по-прежнему остается уникальной.

текст: Лариса Стецевич, фото: архив МК "Северный город" и Заполярного филиала "Норникеля"
норильская железная дорогаНорникельПТЖТюбилей
Поделиться в ТелеграмПоделиться в Whatsapp
Предыдущий материал

В Норильске на улицах Рудной и Школьной появятся площадки для отдыха

Следующий материал

Новые очистные сооружения

Материалы с пометкой «норильская железная дорога»

2:14
Политика

ПТЖТ обновляет подвижной состав

Предприятие получило три единицы усовершенствованной техники.

26 октября 2022
414
Фото

Отечественные тепловозы прибыли на железную дорогу «Норникеля»

20 октября 2022
332
Лонгриды

В Норильск доставили тепловоз, собранный из отечественных комплектующих

Импортозамещение в компании набирает обороты.

17 октября 2022
786

Лента новостей

18:10
Общество

Норильчан ждут в «Полночь» в парке на улице Комсомольской

17:47
Культура

Таймырский музей показал «ожившие полотна» в Санкт-Петербурге

17:10
Общество

Авиакомпания NordStar открыла в Красноярске фотовыставку

16:34
Общество

Автоинспекторы Норильска проводят скрытое патрулирование на дорогах города

16:06
Общество

В Норильске проведут термостабилизацию грунтов под шестью домами

15:28
Общество

Красноярье признано лучшим во всероссийском конкурсе служб занятости

14:50
Общество

«Разговоры о важном» нужно начинать с младших классов

14:14
Экономика

На улице 50 лет Октября, 2в, уже монтируют тепловой пункт

13:35
Спорт

«Заполярные медведи» повторили сразу два клубных рекорда

12:57
Общество

В Норильске регистрируют очаги заражения корью

Previous
Next

ТОП 10

  • All
  • неделя
  • месяц
1Общество

Норильчан ждут в «Полночь» в парке на улице Комсомольской

18:10    29 ноября
230
2Культура

Таймырский музей показал «ожившие полотна» в Санкт-Петербурге

17:47    29 ноября
195
3Общество

Авиакомпания NordStar открыла в Красноярске фотовыставку

17:10    29 ноября
213
4Общество

Автоинспекторы Норильска проводят скрытое патрулирование на дорогах города

16:34    29 ноября
241
5Общество

В Норильске проведут термостабилизацию грунтов под шестью домами

16:06    29 ноября
269
6Общество

Красноярье признано лучшим во всероссийском конкурсе служб занятости

15:28    29 ноября
245
7Общество

«Разговоры о важном» нужно начинать с младших классов

14:50    29 ноября
291
8Экономика

На улице 50 лет Октября, 2в, уже монтируют тепловой пункт

14:14    29 ноября
303
9Спорт

«Заполярные медведи» повторили сразу два клубных рекорда

13:35    29 ноября
295
10Общество

В Норильске регистрируют очаги заражения корью

12:57    29 ноября
379

Материалы по теме «Лонгриды»

Общество

Норильчан ждут в «Полночь» в парке на улице Комсомольской

18:10    29 ноября
230
Культура

Таймырский музей показал «ожившие полотна» в Санкт-Петербурге

17:47    29 ноября
195
Общество

Авиакомпания NordStar открыла в Красноярске фотовыставку

17:10    29 ноября
213
Общество

Автоинспекторы Норильска проводят скрытое патрулирование на дорогах города

16:34    29 ноября
241
Общество

В Норильске проведут термостабилизацию грунтов под шестью домами

16:06    29 ноября
269
Общество

Красноярье признано лучшим во всероссийском конкурсе служб занятости

15:28    29 ноября
245

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город». 12+

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город», 2020-2023
При полном или частичном цитировании ссылка на «Северный город» обязательна.
Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Роскомнадзором. Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС 77-76839, дата принятия решения о регистрации 11.10.2019
Главный редактор: Шуняева А.Г.

С возвращением!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Войти в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать аккаунт!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательные. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти

Add New Playlist

  • Войти
  • Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.