Реклама
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3145) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
  • Норильск
    • Норильск
    • Талнах
    • Кайеркан
    • Алыкель
    • Дудинка
  • -3 °c
    Влажность: 91%
    Ветер: 1 м/с
  • Актировки
    Прогноз: в школу
  • USD
    ₽80.86 (-0.13%)
  • GMKN
    ₽111.18 (-5.56%)
Никакого результата
Просмотреть весь результат
  • Авторизация
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3145) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
Реклама
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3145) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Главная Лонгриды

Широкая колея

20 октября 1953 года в Норильске была запущена в эксплуатацию широкая колея железной дороги Норильск – Дудинка.

20 октября 2023
Время прочтения: 4 мин.

#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Норильскую железную дорогу, сегодня это Предприятие технологического железнодорожного транспорта, называют самой северной и уникальной. Она проходит по вечной мерзлоте, по тундре, где высота сугробов зимой достигает нескольких метров.

Строительство железной дороги началось осенью в далеком 1935 году при первом начальнике Норильскстроя – Владимире Зосимовиче Матвееве, и это, увы, стоило ему свободы. Вообще, Матвееву достались, наверное, самые трудные годы: никто, нигде и никогда до этого не строил на вечной мерзлоте фабрик, заводов, домов, железных дорог. Для строительства нужны были материалы, а строителям-зэка и их охранникам – пропитание. Считая главной проблемой доставку грузов в Норильскую долину, Матвеев в первую очередь принял решение о строительстве железной дороги.

В архивах Норильска о строительстве железной дороги сохранились уникальные документы. К примеру, один из первых приказов Владимира Матвеева:

«…Необходимость дальнейшей переброски грузов через почти непроходимую тундру из Валька к основному месту строительства в Норильск заставила принять решение во что бы то ни стало, невзирая на очевидный недостаток рабочей силы, построить узкоколейную железную дорогу протяжением 14 км». [АНГМК оп. 7. д. 1]

По решению Матвеева строительство дороги возглавил его заместитель Петр Аппарович, который впоследствии стал первым начальником дороги. Уже в 1936 году была построена узкоколейка Валек – Норильск протяженностью 14 км. От берега реки Норильской, куда по Пясинской водной системе были доставле­ны первые грузы для стройки, составы шли в город. Вскоре открылись курсы машинистов паровоза.

Узкоколейка 40-е годы

А в 1937 году в Норильск пошли первые поезда по узкоколейке от Енисея, также была основана опытная станция снегоборьбы.

О снегоборьбе следует сказать отдельно. Сегодня у Предприятия технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) есть автоматическое оборудование для обдува стрелок от снега и льда. Оно особенно выручает при метелях, хотя по-прежнему треть работ по снегоочистке – это ручной труд. А вот тогда снежные заносы были настоящим бедствием. В архивах сохранился приказ №13 от 21.01.1937 за подписью Матвеева:

«В условиях Заполярья вопросы борьбы со снежными заносами нужно прорабатывать заново, так как никаких практических указаний на способы снегоборьбы применительно к Заполярью специальная литература не дает. Наша цель – практически, учитывая особенности климата и ветровой режим, выработать на основе опыта первой зимы эксплуатации железной дороги мероприятия по борьбе со снежными заносами. Приказываю: дорожно-транспортному отделению организовать опытную станцию по изучению вопросов снегоборьбы… Провести испытания различных способов (активный и пассивный) борьбы со снегом. Заведующим опытной станцией назначается з/к В.Н.Соснин».

Узкоколейка Дудинка-Норильск 1950г.

Благодаря работникам этой опытной станции, где трудились в основном заключенные, были изобретены снегозащитные устройства, которые, как и электропрогрев грунта и бетона, сыграли важную историческую роль в развитии строительства комбината. Но все эти поистине грандиозные дела не спасли первого начальника Норильскстроя от печальной участи. Когда узкоколейка вошла в строй, стали очевидны просчеты строителей – выпучивание опор мостов, трещины и провалы полотна и так далее. Ведь первые километры дороги прокладывали буквально из ничего: в насыпь укладывали торф и валежник, мох и хворост, шпалы из сырой лиственницы. И несколько руководителей Желдорстроя были арестованы, в том числе и Матвеев, признаны врагами народа со всеми вытекающими последствиями.

До апреля 1937-го весь локомотивный парк состоял лишь из двух паровозов серии 159. Из Дудинки тогда везли цемент, стекло и другие материалы, а из Норильска – уголь. Часто случавшиеся аварии и крушения (например, только в 1939 году их было 581) стали считаться не более чем «издержками производства», хотя порой движение и приостанавливалось на несколько месяцев.

Строительство широкой колеи

Но уже 18 мая 1937 года на линии Дудинка – Норильск впервые началось сквозное движение поездов, а 1 июня 1939-го было объявлено об открытии пассажирского движения и организована продажа билетов. Скорость поездов увеличилась. На прохождение всего пути требовалось около суток, а при хороших погодных условиях – 10–12 часов. 

Полтора года спустя, в январе 1940-го, было образовано отдельное подразделение горно-металлургического комбината – Норильская железная дорога.

Летом 1941-го в Дудинском порту выгрузили первый ширококолейный подвижной состав. Тогда же начал действовать первый пятикилометровый участок дороги с шириной колеи 1524 мм. В годы Великой Отечественной войны темпы роста Норильского комбината значительно возросли, его продукция для страны была неоценима. В 1942 году один из небольших ширококолейных участков на рудниках к юго-западу от Норильска был электрифицирован. Тем не менее все грузы между Норильском и Дудинкой по-прежнему транспортировались по узкой колее. И маломощная узкоколейка уже не справлялась с возрастающим объемом перевозок для гигантского предприятия. И наконец в 1946 году было принято решение о строительстве принципиально новой, более современной ширококолейной магистрали.

Работы начались в 1947 году. В первую очередь было решено открывать «внутренний» участок Норильск – Кайеркан – Амбарная. Рельсы и подвижной состав для него также завозили по узкой колее. В июле 1950 года от Норильска до Кайеркана прошел первый «большой» поезд. В 1951 году был открыт участок от нынешней станции Норильск-Сортировочная до станции Алевролитная через станцию Угольная, полукольцом огибающий главную промышленную зону. Наконец 22 ноября 1952 года в Норильск «на своих осях» прибыл первый ширококолейный состав из Дудинки. Новая железная дорога связала Дудинку и Норильск по кратчайшему направлению. Широкая колея прямее узкоколейки и метров на 20 короче. Из Дудинки первый поезд отправился с десятью вагонами леса. Этим поездом ехало большое количество людей, в том числе и путейцев. Официально строительство было завершено в октябре 1953 года.

Особая страница в истории норильской «железки» – электрички, конечно же, самые северные в мире, которые начиная с 1957 года вплоть до 1998 года круглогодично бегали по железной дороге – перевозили норильчан из города в аэропорт, в Дудинку и обратно. Въезжающих в первый раз в Норильск со стороны аэропорта порой удивляет, что главная и самая красивая площадь города (Октябрьская) находится на противоположном его конце, а памятник Ленину стоит к городу спиной. Загадка объясняется просто – именно здесь до конца 1980-х годов располагался пассажирский вокзал (станция Октябрьская), куда приходили поезда из Дудинки и позднее – аэропорта Алыкель. Интенсивности пригородного движения Норильска в его лучшие годы мог позавидовать иной областной центр. До середины 1970-х пригородные поезда под тепловозами ходили и в Талнах. Отправлялись они со станции Голиково, что на окраине Норильска по маршрутам: Голиково – рудник «Октябрьский», Голиково – Энергетическая (ТЭЦ-2), Голиково – «Маяк», Голиково – рудник «Комсомольский».

Строительство автодорог привело к тому, что пассажиропоток с электричек стал постепенно перемещаться на автобусы. В начале – середине 1970-х были отменены поезда талнахского направления, отправлявшиеся со станции Голиково. А в конце 1980-х была закрыта станция Октябрьская (на том месте сейчас мечеть), и сильно уменьшившиеся в числе электрички стали отправляться от станции Норильск-Сортировочная. Ее монументальный вокзал, построенный в 1953 году, использовавшийся все время как управление самой северной железной дороги и, по легендам, рассчитанный на скорый приход сюда линии с материка, стал принимать пассажиров. Но весной 1998 года руководство города и комбината приняло решение об отмене всех электричек и демонтаже контактной сети – как экономически неэффективных, и в 1999 электрички ходить перестали. По сей день старожилы, сталкиваясь с немалыми трудностями при поездках на работу, например на «Надежду» после объявления сигнала «Шторм», с ностальгией вспоминают электричку – старую и медленную, но безотказную в любую погоду.

Сегодня общая длина железнодорожных путей составляет 371 километр. Есть свои подъездные пути – протяженностью около 50 километров – и на предприятиях Заполярного филиала. Предприятие по-прежнему остается крупнейшей изолированной сетью железных дорог широкой колеи (1520 мм). Она почти полностью охватывает Норильск, проходя через промзоны и дальше, в Талнах и Дудинку. Участок от Норильского узла до Талнахского считается самым грузонапряженным – по нему перевозят руду.


В состав ПТЖТ входит несколько служб и цехов. Самое большое подразделение – цех подвижного состава, который занимается эксплуатацией тепловозов и подвижного состава. За организацию перевозок грузов отвечает служба движения, за содержание верхнего строения пути, мостов – служба пути и служба подъемно-транспортного оборудования. Работу систем сигнализации, централизации, блокировки и связи обеспечивает служба сигнализации и связи, за обеспечение подразделений предприятия электроэнергией, водоснабжением, тепловой энергией отвечает служба энергетического хозяйства.


Сейчас компания реализует проект по модернизации железной дороги в Норильске: обновляет подвижной состав, развивает путевое хозяйство.

Самая северная железная дорога развивается и по-прежнему остается уникальной.

текст: Лариса Стецевич, фото: архив МК "Северный город" и Заполярного филиала "Норникеля"
норильская железная дорогаНорникельПТЖТюбилей
Поделиться в ТелеграмПоделиться в Whatsapp
Предыдущий материал

В Норильске на улицах Рудной и Школьной появятся площадки для отдыха

Следующий материал

Новые очистные сооружения

Материалы с пометкой «норильская железная дорога»

Фото

Диагностическая лаборатория

Комбинированная техника проводит на путях цифровую онлайн-диагностику.

09 августа 2024
2.1k
Лонгриды

Александр Мороз: «Норильская железная дорога всегда живет в моем сердце»

Почетный железнодорожник РФ, бывший начальник Норильской железной дороги с 1986 по 1994 год отмечает свое 80-летие.

27 марта 2024
2.2k
2:14
Политика

ПТЖТ обновляет подвижной состав

Предприятие получило три единицы усовершенствованной техники.

26 октября 2022
970

Лента новостей

18:58
Новости

Заплати задолженность – и пени сгорят

18:23
Новости

Прокуратура направила в суд дело норильчанки о поджоге банкомата

17:49
Новости

После длинных выходных не стоит погружаться в работу с головой

17:09
Новости

«Белый мишка» приглашает ярко и интересно встретить полярный день

16:33
Новости

Штрафы за езду на электросамокатах для подростков выросли втрое

15:58
Новости

Кромка льда на реке Енисей находится в районе поселка Верещагино

15:19
Культура

В Норильске состоится хоккейная «Ночь музеев»

14:36
Новости

После майских праздников грядет несколько полноценных трудовых недель

13:54
Общество

В «Норникеле» внедряют новые геофизические исследования для развития рудников

13:14
Новости

К концу недели в Норильск придет по-весеннему теплая погода

Previous
Next

ТОП 10

  • All
  • неделя
  • месяц
1Новости

Заплати задолженность – и пени сгорят

18:58    12 мая
29
Россия, Санкт-Петербург. Банкомат Сбербанка.
2Новости

Прокуратура направила в суд дело норильчанки о поджоге банкомата

18:23    12 мая
51
3Новости

После длинных выходных не стоит погружаться в работу с головой

17:49    12 мая
58
4Новости

«Белый мишка» приглашает ярко и интересно встретить полярный день

17:09    12 мая
82
5Новости

Штрафы за езду на электросамокатах для подростков выросли втрое

16:33    12 мая
90
6Новости

Кромка льда на реке Енисей находится в районе поселка Верещагино

15:58    12 мая
307
7Культура

В Норильске состоится хоккейная «Ночь музеев»

15:19    12 мая
115
8Новости

После майских праздников грядет несколько полноценных трудовых недель

14:36    12 мая
138
9Общество

В «Норникеле» внедряют новые геофизические исследования для развития рудников

13:54    12 мая
177
10Новости

К концу недели в Норильск придет по-весеннему теплая погода

13:14    12 мая
172

Материалы по теме «Лонгриды»

Лонгриды

Игорь Блинников: «Я сделал правильный выбор, я – горняк, и моя профессия самая лучшая»

29 апреля
1.4k
Династии

Рассказываем о династии, которая в общей сложности работает на Цементном заводе более 50 лет

28 апреля
1.6k
Лонгриды

От ранения в грудь Петра Алексеевича Степанова спасла книга

28 апреля
1.6k
Лонгриды

Составитель поездов из Норильска играет в КВН и путешествует по миру

25 апреля
2.1k
Круглая дата

Рудник «Маяк»: первые тонны жильной руды подняты на-гора

22 апреля
1.6k
Лонгриды

Норильск – стартовая площадка для инженерных амбиций

18 апреля
2.2k

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город». 12+

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город», 2020-2023
При полном или частичном цитировании ссылка на «Северный город» обязательна.
Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Роскомнадзором. Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС 77-76839, дата принятия решения о регистрации 11.10.2019
Главный редактор: Юнусова А.В.

С возвращением!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Войти в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать аккаунт!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательные. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти

Add New Playlist

  • Войти
  • Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.