19 октября 1992 года завершился короткий визит в Норильск Егора Гайдара, исполнявшего на тот момент обязанности председателя правительства РФ. Правительственную делегацию, которую возглавлял Гайдар, интересовала прежде всего природно-сырьевая база и горнорудные активы горно-металлургического предприятия, а также его возможности по увеличению выпуска товарной меди. Последнее было связано с тем, что с развалом Советского Союза производство меди частично осталось в Казахстане. Главным же был вопрос акционирования и приватизации комбината в составе государственного концерна «Норильский никель».
По свидетельству журналиста Валерия Кравца, перед вылетом в Москву Гайдар сказал, что комбинат – уникальный народно-хозяйственный комплекс и такого второго в России нет: «Суть того, что мы предложили и о чем договорились, это необходимость в рамках, разумеется, российских законов, действующих нормативных актов все-таки очень внимательного специального подхода к приватизации Норильска. И дальше будем работать над тем, чтобы в процессе приватизации Норильска создать предпосылки повышения эффективности работы, а не развалить сложившиеся структуры».
20 октября 1999 года генеральный директор ОАО «Норильская горная компания» Джонсон Хагажеев удостоен звания «Лучший менеджер России». Награждение совпало с полувековым юбилеем Медного завода, директором которого Хагажеев стал в 34 года. Потом была «Надежда» – за нее директор НМЗ получил звание Героя Социалистического Труда.
В 1997-м, в сложный переходный период, Хагажеев возглавил комбинат, чтобы вывести теперь уже частную компанию из постперестроечного кризиса. Новый гендиректор к концу года добился социальной стабильности в регионе. С ним новая структура ОАО «Норильская горная компания» впервые с начала 1990-х выполнила и перевыполнила годовые производственные планы. (Это в год, когда на страну обрушился дефолт-1998.) Считается, что при Хагажееве Норильский комбинат стал возвращать себе былую славу.
Лучший менеджер России покинул «Норильский никель» в 2004 году, побывав и в должности гендиректора РАО, и первого заместителя при Михаиле Прохорове. В списке почетных граждан Норильска Джонсон Хагажеев значится с 2002 года под красивым номером 50.
21 октября 1929 года родилась будущий доктор технических наук, профессор кафедры цветных металлов Норильского индустриального института Лидия Говорова (1929–1998). В Норильск Говорова приехала вместе с мужем после окончания Московского института «Цветметзолото» в 1953 году и десять лет работала в ГМОИЦ. Следующие за ними 33 норильских года Лидия Константиновна посвятила преподавательской деятельности. Причем кандидатскую диссертацию инженер-металлург по первому образованию защитила по теме «Химия и технология редких и радиоактивных веществ», так как к этому времени окончила заочную аспирантуру Московского института тонкой химической технологии. Докторскую диссертацию Говорова защитила в 59 лет, а через три года, в 1991-м, получила звание профессора.
Под научным руководством Лидии Говоровой на Норильском комбинате были впервые разработаны теоретические основы системного анализа, позволяющие вычислять неучитываемые технологические потери металлов на производстве. Она вела большую научную работу по платиновой проблеме СССР и золоту России. Список научных трудов профессора насчитывает 135 наименований.
22 октября 1987 года в Москве скончался один из четырех легендарных братьев Старостиных – Андрей Петрович (1906–1987). Всю жизнь, включая 11 норильлаговских лет, Андрей Старостин посвятил футболу.
Еще до войны бытовал анекдот про создателей футбольного клуба «Спартак». Во время матча «Спартака» за рубежом местный журналист спрашивает: «Кто играет правым защитником?» Ему отвечают: «Старостин». – «А центральным полузащитником?» – «Старостин». – «А рядом с ним?» – «Старостин». – «А правый край?» – «Старостин». – «О, я понял, – говорит журналист, – Старостин – это по-русски футболист!»
Братьев Старостиных арестовали в 1942-м по обвинению в намерении осуществить террористический акт «против товарища Сталина». И хотя обвинение рассыпалось, все четверо получили по десять лет лагерей плюс пять лет поражения в правах и конфискацию имущества за антисоветскую агитацию и пропаганду. Андрей Старостин был отправлен в Норильский исправительно-трудовой лагерь.
24 октября 1947 года, в 41-й день рождения Андрея Старостина, в очередном номере норильской газеты «Заполярный динамовец» в информационной колонке сообщалось, что футболисты Норильска обыграли лучшую команду Красноярска «Локомотив», победителя кубка РСФСР. Тренировал 24 футбольные команды в лагерном поселке заслуженный мастер спорта СССР, бывший капитан футбольной команды «Спартак» зэк Андрей Старостин.
Освободился из лагеря Андрей Петрович в 48 лет и всегда тепло вспоминал свое норильское окружение: «На этой суровой, вечномерзлой земле волею судеб собралось много самых разных замечательных, умных и доброжелательных людей всех национальностей…»
23 октября 1996 года за значительный вклад в решение задач по развитию Норильского комбината, социальное развитие города Норильска и НПР, активную общественную деятельность звание почетного гражданина присвоено начальнику научно-технического управления Владимиру Волкову.
Самый созидательный гений в истории службы и комбината, по определению коллег Волкова, в своей работе ориентировался на Бориса Ивановича Колесникова. Он так же, как директор комбината, сделал себя сам, приехав в лагерный поселок, чтобы учиться в местном горно-металлургическом техникуме, где читали лекции Урванцев и Федоровский.
Уже в двадцать Волков стал начальником отделения хлорно-кобальтового завода, на котором подрабатывал еще студентом. В тридцать – возглавил отдел автоматизации в должности заместителя главного инженера комбината и два десятилетия (до своего отъезда из Норильска в 1996-м) руководил научно-техническим управлением НГМК.
Волков собрал в образованном в 1979 году (из технического, горного и отдела технической информации) НТУ команду профессионалов, в деталях владеющих всем многообразием вопросов по Норильскому промышленному району. Именно тогда была создана и запущена практически совершенная система инновационного сопровождения производства и механизм технического совершенствования. По словам преемника Волкова на посту начальника НТУ Игоря Бойко, одной из базовых заслуг его бывшего начальника было то, что в период стагнации, когда на комбинате снизился объем выпуска продукции, инженерная мысль, напротив, не дремала. И все, что было сформулировано при Волкове в качестве основных направлений развития, впоследствии реализовалось.
24 октября 1916 года в Харбине родилась Тамара Сливинская, за что впоследствии и пострадала, став норильчанкой не по своей воле в 21 год. Не успев получить диплом об окончании медицинского института, Сливинская почти 20 лет работала в Норильске инженером-химиком в Центральной химической лаборатории комбината.
В лагере Сливинская принимала участие в художественной самодеятельности и какое-то время числилась в театре КВО, культурно-воспитательного отдела ИТЛ. На одном из концертов в клубе 2-го лаготделения девушка познакомилась с руководителем оркестра, автором пионерского гимна «Взвейтесь кострами…» Сергеем Кайдан-Дешкиным. Освободившись из лагеря, он стал писать Сливинской, что было под запретом. Письма композитора, попавшие в соответствующие органы, по версии Тамары Ивановны, помогли Кайдан-Дешкину, чудом избежавшему нового срока, после «проработки» покинуть Норильск.
В наше время эта история была использована драматургом Владимиром Зуевым в пьесе о Норильлаге, по которой в самом северном театре поставлен спектакль «Жди меня…».
Тамара Сливинская впервые после лагеря встретилась с Сергеем Федоровичем Кайдан-Дешкиным только в 1967 году в Москве. В этот год уже реабилитированный член Союза композиторов СССР возвращался к себе в Великие Луки с юбилейных торжеств в Артеке, на которые был приглашен. На обратном пути из Крыма он и заехал к своей норильской музе. В 2001-м уже сама Тамара Ивановна Сливинская стала гостьей Великих Лук по случаю 100-летия со дня рождения автора пионерского гимна.
25 октября 1957 года в Авамскую тундру для комплексного обследования населения Таймыра отправилась врачебная экспедиция из Норильска. Ее возглавил первый норильский врач-инфекционист Георгий Попов. В экспедиции участвовали только медики-мужчины: кожновенеролог, рентгенолог, врач-педиатр и врач-лаборант. Они были обеспечены лабораторным комплексом, портативным рентген-аппаратом и даже передвижной электростанцией. Экспедиция работала в тундре до конца года. Наступающая полярная ночь была выбрана специально, чтобы застать на месте как можно больше тундровиков.
По воспоминаниям врача-лаборанта Игоря Борисовича Паншина, они осматривали всех, от грудного ребенка до глубокого старика: «На обследование местное население собиралось охотно, особенно их привлекало просвечивание рентген-аппаратом. На каждого заводили историю болезни, где записывали все результаты.
Интересно отметить, что, несмотря на примитивные условия жизни: чумы, одежда из оленьих шкур без нижнего белья, отсутствие практики мытья тела – у обследуемых не наблюдалось ни кожных, ни паразитарных заболеваний».
Результаты этой и следующей экспедиции в 1959 году были опубликованы в сборнике трудов врачей Норильска 1966 года под редакцией легендарного хирурга Виктора Кузнецова.