НОРИЛЬСК. «Северный город» – Бронзовая фигура вернулась на то место, где почти полвека простояла ее гипсолитовая предшественница – «снайпер», «учительница», «геолог», «комсомолка» – как только не называли первую статую запечатленной в камне северянки.
Поначалу считали, что девушка является просто украшением площадки перед первыми домами Соцгорода, как теперь говорят, элементом городской среды. Позднее распространилась версия, что таким «художественным способом» в Норильске испытывали прочность гипсово-цементных смесей из местных материалов. Нужно было понять, как со временем поведет себя тот же гипсолит. Решение задачи поручили заключенному Моисею Зайцеву, который трудился в управлении строительства, и он как скульптор творчески подошел к выполнению поручения: слепил фигуру девушки и поднял ее на постамент.
«За» эту версию – строки Всеволода Вильчека (в 1960–1962-м работал на Норильском телевидении): «…А тот ваятель был влюблен и молод, / Но не к легендам парень воспарял, / Он строил в тундре небывалый город – / Испытывал на прочность материал… / И вот стоит девчонка – молодость Норильска, / Хранительница стойкости его…».
Историк норильской архитектуры, руководитель школы краеведа Станислав Стрючков рассказывает, как популярна была в городе история про бандитов, замучивших в сороковом году одну из первых норильских комсомолок, и про памятник ей, установленный у озера Долгого.
«Некоторые считали, что эта девушка является собирательным образом молодых строительниц заполярного города, – продолжает Станислав. – Кому-то больше нравилось думать, что скульптура – символ женщины, ожидающей любимого с фронта или из лагеря. Некое воплощение знаменитого стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Норильчане любили свой памятник-символ и с удовольствием окутывали его ореолом таинственности».
Есть у «девушки» тайна – и это прекрасно, и все же хотелось знать подробности ее «биографии». Некоторые факты в разные годы удалось установить норильским журналистам и краеведам. Сохранились и воспоминания Витольда Непокойчицкого, главного архитектора проекта Норильска, одного из авторов генплана города, в которых он рассказывает о создателе скульптуры и его «модели».
Непокойчицкий пишет: «Мы вошли в просторное, совершенно пустое помещение, в центре которого возвышалась вылепленная из глины стройная фигура девушки, а рядом с ней на небольшой стремянке спокойно восседал Моисей Зайцев с зажатым в руках стэком.
– Ну как моя работа? Нравится?
Я обошел скульптуру кругом. Конечно, Моисею было далеко до Родена, и его творение показалось мне довольно ординарным, хотя и не лишенным некоторых достоинств. Отдавая должное горению, с которым Моисей предавался своему любимому делу, и щадя его самолюбие, я сказал, что работа мне нравится. Моисей просиял. …Мне хотелось узнать, было ли известно Моисею, что не так давно вблизи озера Долгого трагически погибла одна из комсомолок Норильска, имени которой я не помню. И не этой ли девушке он задумал сделать памятник.
– Как это, что за девушка? – удивился Моисей. – Разве не видно, что это комсомолка с оружием в руках защищающая Родину?
– Видно.
– Витольд Станиславович! А что, если я поставлю эту девушку на одном из холмов около ваших коттеджей? Фундамент сам сделаю и постамент сам сложу. Как по-вашему, хорошо будет? – вновь загорелся Моисей.
– Будет хорошо, желаю тебе удачи.
Как-то уже в конце лета (1941 года. – Ред.) я брел вдоль берега озера Долгого, возвращаясь с воскресной рыбалки, и еще издалека обратил внимание на каменщика, ведущего кладку на вершине невысокого холма. «Да это Моисей сооружает постамент для своей комсомолки!» – догадался я».
В начале 1990-х скульптор Моисей Зайцев, живший тогда на Брянщине, коротко написал в Норильск о своем детище: «…Я вылепил двухметровую скульптуру «Девушка-снайпер», может быть, первую во всем Заполярье. И поставил недалеко от озера».
Судя по имеющимся у нас документальным свидетельствам, гипсолитовая скульптура в Старом городе продержалась на постаменте четверть века, пока конструкция не рухнула. 16 мая 1967 года в газете «Заполярная правда» появилась заметка «Стояла в Норильске скульптура». Ее автор П. Мацуев, рабочий горного цеха механизации, писал: «Валяется памятник у пьедестала. Надо помочь «девушке» подняться на пьедестал!»
Горожане активно поддержали это предложение, власти выделили деньги «на лечение», и скульптуру отвезли в художественную мастерскую ремонтно-строительного участка управления жилищно-коммунального хозяйства. Позднее снова приходилось еще заниматься каменной косметикой. В разные годы девушке в руки «давали» то бумажный свиток, то винтовку, вот и менялась «профессиональная принадлежность» героини. Время и ветер отняли у «девушки» одну руку, стерли следы карабина и патронташа, опоясывавшего фигуру. Шефство над статуей поручили Центральной автотранспортной конторе (ЦАТК), возле которой и сегодня располагается легендарная композиция. В 1985 году художник ЦАТК Виктор Лещук, маляр Альбина Олокина и скульптор-любитель Петр Стуров затратили немало сил на реставрацию скульптуры. В новом варианте безоружная героиня стала именоваться «девушкой-геологом» или просто «норильчанкой», а уже в 1989 году она рассыпалась. В городе стали говорить об исчезновении статуи. 11 ноября газета «Заполярная правда» поместила информацию под заголовком «Пропала девушка», в которой писала, что остатки скульптуры отправили в ремонтно-строительное управление ЦАТК. Как сказал тогда журналистам начальник управления Александр Сергеевич Козинченко, реставрации скульптура не подлежит.
«Мы готовы восстановить памятник, если кто-то сделает копию этой «девушки» или другую статую. Но своих скульпторов у нас, конечно же, нет», – заявил Козинченко.
Не было их не только в Центральной автотранспортной конторе, но и в Норильске вообще. Приглашать специалистов с материка не стали. А в городе пошли разговоры о загадочном исчезновении загадочного памятника. Одни утверждали, что скульптуру увезли бандиты-рэкетиры для украшения участка перед загородным домом. Другие предполагали, что монумент все же отправили на реставрацию, да вот лихие девяностые не дали возможности закончить восстановление, и лежит себе «девушка-геолог» на каком-нибудь складе. Озвучивали и совсем уж неправдоподобную версию, что памятник – символ Норильска вывез с собой в столицу кто-то из начальства. Словом, от «девушки» остался только постамент. В последующие два десятилетия норильчане, в том числе через СМИ, периодически возвращались к вопросу о необходимости восстановить скульптуру, но идея не находила поддержки. И вот в 2010 году конкретные предложения, как воскресить этот символ города, восстановить связующую нить между его прошлым и будущим, внесли члены Норильского отделения Союза журналистов России.
Статья о новой «Норильчанке» вышла в газете «Заполярный вестник».
Идею восстановления исторического пространства у озера Долгого поддержал директор Заполярного филиала «Норникеля» Евгений Муравьев. По его распоряжению обустройством этого места занялась Заполярная строительная компания (ЗСК). Холм с постаментом и площадку вокруг очистили от мусора: вместе со строителями молодые специалисты Заполярного филиала и норильские журналисты провели субботник, посадили кусты и цветы. Строители сделали бетонную лестницу, чтобы к монументу было легко подниматься.
«Фундамент мы сделали надежно, на века, – рассказал тогда «Заполярному вестнику» руководитель ЗСК Константин Наливко. – Цепи, стойки покрасили под бронзу. Специально закупили канадку, эта трава хорошо и быстро растет».
Автором новой, бронзовой статуи стал красноярский скульптор Константин Зинич, в 2011-м по его проекту изготовят фигуры для Пушкинского сквера. А для «знакомства» с «норильчанкой» Константину Зиничу в Красноярск отправили фотографии прежней «девушки» и разные публикации о ней. Так скульптор узнал предмет, проникся атмосферой, после чего сделал свой вариант «норильчанки». Это не точная копия «прародительницы», но более долговечна. Новая «девушка» весит 700 килограммов при двухметровом росте. Чтобы при сильном ветре ее не сдуло с постамента, норильским строителям пришлось усиливать не слишком надежные крепления, которые получились при отливке монумента в мастерской. На постамент скульптуру ставили при помощи крана, укрепляли и приваривали ее в нескольких местах, потом полировали, чтобы «девушка» стала абсолютно гладкой и блестящей.
15 июля 2010 года, накануне Дня металлурга и 75-летия Норильского комбината, композицию торжественно открыли. Это был прекрасный подарок горожанам от Заполярного филиала «Норникеля», событие действительно историческое: единственный монумент, ставший настоящей городской легендой, вернулся.