#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Выставка пейзажной живописи из собрания изобразительного искусства МВК «Музей Норильска» будет работать в художественной галерее до 20 октября.
Название «Осень, зима, весна… пятница» отсылает к популярным «Норильским цитатам» ассоциации городских дизайнеров. Сама выставка концептуально близка не детищу Полярной арт-резиденции, а межмузейному проекту годичной давности «Живопись. ХХ век». В июле 2023 года к 70-летию Норильска-города Красноярский художественный музей имени Сурикова привез в Норильск, как было написано в аннотации выставки, «срез истории прошлого века, продолжающего традиции русского реалистического искусства». Норильчане включили в экспозицию живописные работы из собственной коллекции, в том числе тех же знаковых художников.
На выставке-2024 вновь можно увидеть «Тихий осенний день» классика пейзажной живописи народного художника СССР Алексея Грицая, открывавший экспозицию межмузейного проекта год назад. Эта поздняя работа художника (в марте ему исполнилось 110 лет, а не стало Алексея Грицая в 1998-м). Осенняя аллея наверняка была написана в Ленинграде (в 1980-м родной город живописца еще не был переименован). С годами его талант не утратил необычайной поэтичности, а рисунок и композиционные решения – безупречности, свойственной художнику с первых работ. Сегодня трудно переоценить значимость этой «единицы хранения» для собрания самого северного музея, как и холста учителя Грицая – художника Леонарда Туржанского. Специалисты отмечают, что экспрессия, динамика работ Туржанского созвучна грицаевским пейзажам переходных состояний природы, которые тот очень любил. Недавно отреставрированный «Олень» кисти Леонарда Туржанского экспонируется в «зимнем» разделе выставки.
Осеннюю тему в экспозиции продолжают одноименный пейзаж народного художника РФ Валерьяна Сергина из Красноярска и «Осенний мотив» заслуженного художника РСФСР Владимира Тетенькина. Экспозиционеры извлекли из фондов несколько работ иркутянина, для которого осень была любимым временем года.
Этюд «Бабье лето» и «Красная осень» народного художника с норильским бэкграундом Николая Лоя добавляет теме ярких красок. Осень в северных широтах глазами этого художника не уступает в многоцветье, а то и превосходит пейзажи средней полосы России. Осень – это еще и время пожинать плоды, поэтому на выставке не обошлось без натюрмортов. Самый запоминающийся – «Калина красная» Владимира Тетенькина.
«Зимний» раздел выставки – это и «Черная пурга в Норильске» Алексея Саванина, и город «После пурги» его учителя Николая Лоя, причем оба пейзажа датированы 1993 годом. Есть зима на Диксоне глазами еще одного норильского художника Игоря Сенько, «Талнах. Зимний день» Николая Свиридова, много лет работавшего на Таймыре.
В свое время Норильску повезло стать обладателем живописных полотен (всего двух) замечательного художника Анатолия Знака, чье 85-летие в этом году отмечают в Красноярском крае. К дате открываются выставки, проводятся научные конференции. Холст «В тундре» народного художника РФ размером 115 на 180 сантиметров экспонируется так, что виден практически из любой точки выставочного зала.
Из «зимы» в «весну» переносят пейзажи народных художников Бориса Домашникова, Эдуарда Браговского, Валериана Сергина, причем старший из команды народных Борис Домашников звание получил еще при СССР. У автора «Мартовского снега» в этом году 100-летие со дня рождения. Одна из его первых работ была удостоена серебряной медали на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году. «Мартовский снег» Домашников написал в 1955-м сразу на холсте, без этюдов и эскизов.
Эдуард Браговский в начале 1950-х перевернул представление о том, каким может быть современное искусство. Любимым цветом «первой кисти России», как называли Браговского при жизни, был синий. По оценке искусствоведов, свои пейзажи художник доводил до уровня осознания бытия, присущего русской классической литературе. Такова его «Оттепель», написанная в 1980 году.
У красноярца Валериана Сергина есть цикл под названием «Времена года». На выставке представлены в том числе и весенние пейзажи живописца «Апрель» и «Весной в лесу».
И хотя в афише выставки за весной следует… пятница, это не означает, что в экспозиции нет летних пейзажей. Они, конечно, экспонируются. Это и великолепная живопись красноярца Алексея Климанова, тоже юбиляра (110 лет со дня рождения) – «Гроза надвигается», и пейзажи недавнего гостя Норильска заслуженного художника РФ Сергея Форостовского. А еще раритет кисти народного художника СССР Дмитрия Налбандяна, больше известного как портретиста. Это он в свое время изобразил всех членов Политбюро. Холст «Ереван» был написан Налбандяном в 1965 году и относится к числу немногих в его творческой биографии пейзажей.
Кроме классических пейзажей (и натюрмортов) на выставке есть работа, которую нельзя отнести ни к одному времени года. Возможно, «Дом с драконом» заслуженного художника РФ из Омска Георгия Кичигина и есть та самая «пятница», которая (в переносном смысле) следует сразу после весны.
Искусствоведы видят в «Доме с драконом» интерпретацию абсурдности жизни. В картине 1987 года сухое дерево обросло железную трубу. По одной из трактовок, это дерево – символ безуспешной борьбы за жизнь. Наверняка есть и другие расшифровки, но работа запоминается…
В проект художественной галереи вошли 65 работ признанных мастеров живописи, каждая из которых может для кого-то стать открытием или просто подарить радость «Тихого осеннего дня», «Морозного утра», «Оттепели», «Летних сумерек».
Ранее «Северный город» писал об открытии в художественной галерее выставки «Миг и вечность».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.