#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Роман Романов, главный технолог Цементного завода Норильского обеспечивающего комплекса, уже побывал на своей машине на Диксоне, в Тухарде, Игарке, Снежногорске и других городах и поселках Таймыра.
Конечно, путешествует он не в одиночку, хотя и такое бывало, говорит Роман. Но это было давно, и путешествия не были далекими – не более чем на 25–30 километров от Норильска. Со временем подобралась команда единомышленников, с которыми он отправляется на куда более дальние расстояния.
«У меня своя машина, старенькая, 1990 года, но я полностью ее оборудовал, ремонтирую, если надо. На СТО она никогда не бывала. Сначала на ней, конечно, обследовал окрестности города в радиусе 100 километров, ездил во все сезоны. А сейчас каждый год собирается компания, которая ездит в разных направлениях: например, в апреле – в Тухард, это около 100 километров от Дудинки на запад через Енисей, – рассказывает Роман. – На День оленевода ездим в поселки по зимнику, правда, по хорошей погоде там можно проехать на неподготовленном внедорожнике. Зато на стоковой машине не проедешь в Снежногорск, а мы туда выбирались, причем несколько раз. Два года назад собрались на Диксон – и это путешествие тоже для подготовленного транспорта».
Роман рассказывает, что удачной стала примерно пятая попытка добраться до Снежногорска. Позднее в самый дальний район Норильска он приезжал по пути в Туруханск: маршрут Норильск – Снежногорск – Игарка – Светлогорск – Туруханск – Норильск вобрал около 650 километров, по нему ездили на трех специально оборудованных автомобилях. Эту поездку Роман называет одной из знаковых и самых серьезных в своей практике.
Вообще автопутешествиями он увлекся еще в 2010-м, когда приобрел свой верный джип. В интернете попадались видео от джиперов, стало интересно. Потом появились знакомые, увлеченные подобными поездками.
«Конечно, у всех разные интересы, кто-то больше любит летом ездить, кто-то – зимой. У нас в последнее время сложилась компания, которая предпочитает зимой кататься. В это время нет грязи, ехать проще. Плюс проложены зимники, например, в Норильск можно проехать по такому из Уренгоя через Тухард. А летом не доберешься ни на каком транспорте – болота, грязь», – говорит собеседник.
Хотя и зимой приключений хватает: однажды машина Романа провалилась в неглубокую реку. На улице минус 30. Автомобиль вытягивали почти 12 часов.
«Один раз из Тухарда возвращались, в машине товарища лопнула задняя полуось, и колесо отпало. Пришлось привязывать доску, и он на ней как на лыже ехал, спереди тянули его еще веревкой. А если едешь в полярную ночь, то порой как в тоннеле себя ощущаешь: впереди темнота сплошная, метель создает видимость коридора», – делится Роман.
Встречались на пути и дикие животные, и птицы: медведи, росомахи, зайцы, олени. В поездке в Туруханск однажды увидели глухарей, взлетающих со снега. А уж зайцев и куропаток – не счесть. Роман, кстати, охотник, но совместить два хобби удается нечасто:
«Чтобы охотиться, нужно брать путевку, плюс у нашего охотобщества «Аякля» есть свои границы, в пределах которых можно добывать дичь. Нужно учесть и сезон охоты на того или иного зверя, птицу. Если все совпало, беру ружье, бывало, стрелял зайцев. Но обычно задачи поохотиться нет – просто не хватает на это времени. Главная цель поездок – получение удовольствия. Интересно проехать туда, куда мало кто ездил, еще и застать потрясающие виды. Да, по ряду направлений мы не первые, например, на Диксон до нас уже ездили ребята. Но мы сделали это, пожалуй, быстрее всех – за 10 дней туда-обратно. А в Туруханск на легковушках мы первые проехали».
Есть у Романа идея доехать по зимнику через Новый Уренгой на материк, но потребуются пропуска через территорию, разрабатываемую «Восток Ойл».
«Наверное, это было бы проще сделать, будь мы оформлены как клуб, но пока мы самодеятельные джиперы», – считает Роман.
Какой маршрут бы ни был выбран, требуется подготовка. Сам автомобиль, говорит наш герой, он готовит ежедневно: используя машину, он понимает, что нужно поменять или добавить, чтобы джип справился с новой задачей. Учитывая, что в последнее время друзья едут на одинаковых машинах, запчасти подбирают унифицированные. Это позволяет не тащить каждому запас необходимого, а взять несколько штук, зато детали подойдут на любой автомобиль каравана.
«С собой обязателен спутниковый телефон, аптечка, продукты, инструменты – их много, вплоть до сварочного аппарата. Никогда не знаешь, что пригодится в этот раз. Самая большая статья расходов в подготовке – топливо. Когда мы ездили на Диксон, например, каждая машина потратила 550 литров дизеля. Тогда литр этого топлива стоил рублей 70. Вот и считайте. Ну и, разумеется, проводим техобслуживание автомобилей перед каждым стартом», – делится тонкостями наш герой.
Роман говорит, что здорово порой бывает отвлечься от привычных забот, но обычно старается надолго без связи не оставаться из-за осознания личной ответственности за руководящую работу:
«Я коренной норильчанин. Когда пришло время трудоустраиваться, набор в компанию был приостановлен, и я поработал на разных городских предприятиях, включая НПОПАТ. Потом взяли на Цементный завод, где тружусь уже 23 года. Начинал дробильщиком, затем мельником, позднее перешел в техотдел. В каждой работе есть свои сложности, как по мне, руководителем быть сложнее в силу ответственности. Вот и пропасть из «эфира» надолго не могу: бывают вопросы, где я срочно нужен. Нельзя сказать: я в отпуске, решайте сами. К счастью, в поселках обычно есть связь, а вот на перегонах – нет, это небольшое время тишины».
Будем честны: не каждая семья разделит такой рискованный и требующий времени интерес главы семейства. Но Роман признается, что жена и сын поддерживают его, больше того: в относительно небольшие поездки они ездят вместе. Романовы не раз выбирались вместе на Енисей на рыбалку, на Ламу, на окрестные озера. В машине подготовлен большой семейный спальник.
«Но в дальних поездках комфорт отодвигается на второй план: обычно в одной машине в караване делается так называемая «кухня», где собираемся все, чтобы поесть. Там сиденья остаются. А в остальных снимаем их по максимуму, чтобы освободить пространство для вещей, топлива, запчастей. Там компанией просто некомфортно ездить», – рассказывает Роман.
Сейчас он вместе с друзьями готовит новую поездку, но единственное, что говорит о ней, – она дальняя и на северо-восток:
«О точном маршруте пока знают только участники поездки и члены их семей. Мы все спланировали, поедем в апреле, когда уже есть световой день, но еще твердый наст. Поскольку поедем на север, потепления не боимся. Если зима будет ветреная, наст схватывается и держит, как камень».
А в темное время еще будет шанс застать северное сияние. Самое красивое, вспоминает наш герой, он встречал по пути в Хатангу:
«Разноцветное, оно разлилось по всему небу, куда хватало взгляда. Свет скручивался, как клубок змей. Я видел нечто похожее на окраинах Норильска, но здесь насладиться им полностью мешает городской свет, да и мы привыкли больше под ноги смотреть. В тундре же темнота, тишина, и, поверьте, это грандиозный вид. Может, в том числе ради этого стоит ездить в такие путешествия, ведь события проходят, а воспоминания всегда с нами».
Истории других работников предприятий «Норникеля» увлеченных спортом, музыкой, прикладным творчеством, читайте в нашем проекте «Корпорация звезд».
Ранее «Северный город» писал о том, что космонавт, летчик-инструктор и инженер космической техники совершили первый в мире прыжок с парашютами из стратосферы.