#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Спектакль Норильского Заполярного театра драмы по пьесе Александра Островского «Волки и овцы» называется «печальной комедией в двух действиях».
Самая длинная пьеса Островского (в пяти действиях) была написана драматургом почти 150 лет назад и сразу же разошлась по театрам. Охота за чужим богатством – тема вечная. По словам режиссера норильской постановки Анны Бабановой, человеческая природа со времен драматурга мало изменилась, и ее негатив, к сожалению, нельзя законсервировать и поместить в музейные витрины. Когда великий Товстоногов в середине 70-х годов прошлого века ставил в БДТ «Волков и овец», он использовал прием «театра в театре», чтобы сгладить «наивность происходящего». Уже тогда история с подлогом выглядела пустяком по сравнению с масштабами того, что мы сегодня называем коррупцией.
Анна Бабанова для своей постановки выбрала прием «музей в театре», когда на сцене оживают персонажи из прошлого, а зритель за ними наблюдает. Чтобы никто не заблуждался, в оформлении спектакля присутствует табличка со словом «экспозиция», а среди декораций – чучела волков, каких-то хищных птиц и традиционные музейные ограждения. Отсутствие «овец» наводит на мысль, что они, возможно, находятся в зрительном зале или их всех уже съели…
В почти классическом решении классической пьесы нет ничего лишнего: на сцене – ХIХ век и в первый момент практически неузнаваемые актеры. Правда, все они напоминают кого-то. Возможно, это музейный оммаж другим исполнителям этих ролей в кино или театре. Вообще визуальная составляющая спектакля отличается театрально-музейным изяществом, с которым гармонично сочетаются музыкальное и хореографическое оформление постановки.
За декорации и костюмы в «Волках и овцах» отвечала выпускница мастерской Эдуарда Кочергина художник Валентина Спевак. Свет поставил Игорь Фомин. Хореограф – Николай Реутов. Музыкальный руководитель постановки – Андрей Федоськин. Вся постановочная команда спектакля с удовольствием работала над предложенным режиссером форматом. Как сказал Николай Реутов, получилась хорошая классическая работа. И добавил: «Театр должен быть разным».
Андрей Федоськин в музыкальном оформлении использовал, по его словам, переплетение классики и не классики:
«Островский – классика, поэтому звучит музыка из этого же ряда: «Лебединое озеро» Чайковского, «Серенада» Шуберта, но все это не должно отвлекать зрителя от главного – текста. Текста значимого, которого в пьесе много».
По Островскому, единственная «овца» в компании окружающих ее «волков» – красивая, богатая молодая вдова Евлампия Купавина (арт. Инесса Талашкевич). Одной ей непросто справляться с делами, и по сюжету Купавина попадает в сеть интриг, которые плетет помещица Меропия Мурзавецкая (засл. арт. РФ Марина Журило). У Мурзавецкой есть цель завладеть имением Купавиной, для этого она хочет женить на ней своего племянника Аполлона (арт. Иван Розинкин). Поскольку племянник – жених незавидный, Мурзавецкая пускает в ход подложные письма и векселя. Из ловушки Купавину «спасает» приехавший из Петербурга помещик Беркутов (арт. Павел Егоров), у которого тоже есть корыстный мотив – лес, принадлежащий соседке. Ради него он женится на Купавиной.
Единственный неоднозначный персонаж в пьесе и спектакле – почетный мировой судья Лыняев (арт. Евгений Нестеров). Он неравнодушный человек, хотел разоблачить мошенников, но и для него нормально, что «волки кушают овец».
На Лыняева тоже нашелся «волк» – бедная родственница Мурзавецкой Глафира (арт. Юлия Минкина), женившая его на себе.
В роли соратника Мурзавецкой подьячего-воришки в спектакле занят Николай Качура. Аферист Горецкий – Александр Петряев. Слуга Павлин – Денис Чайников. Нине Валенской на этот раз выпала практически бессловесная роль тетки Купавиной, с которой заслуженная артистка РФ отлично справилась с использованием пантомимы.
За историей из жизни как бы музейных экспонатов интересно наблюдать не только из зрительного зала. На премьере было видно, что ее интересно играть актерской команде, в которой появился новенький. Как считает режиссер Анна Бабанова, «очень хороший артист Павел Егоров» успешно вписался в ее постановку и театр в целом.
На премьерном показе у зрительного зала особым успехом пользовался Иван Розинкин в роли Аполлона Мурзавецкого, неожиданно очень похожий на Станислава Садальского. Вызывали смех и наводили на грустные размышления сцены с Юлией Минкиной и Евгением Нестеровым, который в спектакле напоминал чеховских героев. Много актерских находок, как всегда, продемонстрировал Николай Качура. Не раз смешил зрительный зал дуэт Марины Журило и Нины Валенской, но его симпатии всегда оставались на стороне героини Инессы Талашкевич. Актриса очень точно сыграла не музейный персонаж, а земную и очень красивую женщину, которая вряд ли будет счастлива рядом с «волком».
Ранее «Северный город» сообщал о том, что Норильская драма вошла в топ-18 лучших театров Сибири.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.