#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Известные театральные критики Ирина Алпатова (Москва) и Владимир Спешков (Челябинск) посмотрели постановки мольеровских «Дон Жуана» и «Тартюфа», «Горе от ума» Грибоедова на основной сцене и июньскую премьеру в формате «сцена на сцене» пьесы Михаила Ярош-Барского по прозе Захара Прилепина «Ополченский романс». Завершил показ спектакль «DOC.TOP» по пьесе Елены Исаевой на малой сцене.
Ирина Алпатова до этого писала о предъюбилейном творческом сезоне Норильского Заполярного театра им. Вл. Маяковского и вместе с Владимиром Спешковым в составе экспертной группы рекомендовала к показу на фестивале «Ново-Сибирский транзит – 2021» постановку Анны Бабановой по пьесе Флориана Зеллера «Папа». Владимир Спешков в Норильской драме бывает чаще и как эксперт театральных фестивалей, и как участник программы «Полярка». На последней в апреле этого года кроме обсуждения эскизов кандидат искусствоведения прочитал лекцию о диалоге драматургии советской оттепели и современного театра.
Из «больших» спектаклей Ирина Алпатова и Владимир Спешков высоко оценили обе мольеровские постановки приглашенных режиссеров: «Дон Жуана» Романа Габриа и «Тартюфа» Николая Реутова. Критики (а Ирина Алпатова в этом году входит в экспертный совет «Золотой Маски») рекомендовали театру выдвигать эти «красивые, стильные и цельные работы» на фестивали. О конкретных программах пока не говорилось, но, возможно, театр в очередной раз замахнется на «Золотую Маску». Тем более что судьба второго по значимости российского фестиваля «Ново-Сибирский транзит» под вопросом. Известно только, что идет речь о его переносе в Красноярск.

По оценке Ирины Алпатовой, у норильского «Дон Жуана» нет недостатков:
«Как сделан режиссером Романом Габриа, так он и прошел. Очень красиво и стильно».
Критик отметила создавшего «планетарный образ» спектакля сценографа Николая Слободяника и режиссерскую «игру» постановщика Романа Габриа в итальянский неореализм. По ее наблюдениям, норильский зритель принял даже замедленный темп спектакля:
«Смотрели очень тихо, не выражая желания, чтобы действие развивалось быстрее. Конечно, это классика, поставленная сегодня: даже в речи встречается какой-то современный сленг. И здесь от этого не коробит совершенно никак, потому что режиссером и художником уже задано, что это не воспроизводство высокой трагедии в том ее виде, в каком она была написана. Роман Лесик в заглавной роли очень четко соблюдает ритм, не столько музыкальный, сколько, повторюсь, планетарный. Его интонации очень продуманны, звучит все очень красиво».

Ирине Алпатовой понравилось, что роль молодой крестьянки Шарлотты режиссер отдал опытной актрисе Марине Журило:
«Получилось очень интересно, трогательно. Оказывается, что дело вовсе даже не в возрасте, а в том, есть ли в тебе женское начало, которое откликается на начало мужское».
Театровед, критик с 30-летним стажем считает, что в этой постановке и актерам, и режиссеру, и художнику, и публике удалось подняться выше зрительного зала:
«Вроде бы ничего не меняется: ни ритм, ни атмосфера. Ты оказываешься в замкнутом кругу, ходишь по нему вместе с персонажами, и в сердце что-то отзывается. В театре сцена всегда приподнята над зрительным залом и зрителю до нее нужно подниматься. Эта работа не опускается в зал, а поднимает, подтягивает его к сцене».

Владимир Спешков тоже назвал спектакль и очень красивым, и очень стильным, а также медитативным, печальным и умным. По его словам, пьеса в постановке Габриа – про усталого Дон Жуана, которого окружают усталые люди. И эта усталость очень созвучна цвету и свету на сцене:
«Театр – это не только слово. Это визуал, картинка. И «Дон Жуан» – очень культурное зрелище. В нем есть что-то сомнамбулическое, когда ты погружаешься в его атмосферу, растворяешься в ней. Очень хочется сделать комплимент театру, который не только приглашает очень серьезных сценографов, но и качественно реализует их замыслы. Комплимент всем службам театра, которые следят за этим».
В «Дон Жуане» критик также отметил исполнителя заглавной роли:
«Роман Лесик – большой актер. Он играет маленького человека. Вокруг очень хороший актерский ансамбль. По-моему, прекрасный спектакль. Как и «Тартюф».

В «Тартюфе» Спешков отдал должное современному переводу пьесы с французского Сергея Самойленко, подчеркнул энергию и пластическое изящество постановки и выделил игру Сергея Ребрия в роли «Оргона:
«В этой пьесе очень важно, про что режиссер ставит спектакль и кого из героев он делает главным. Николай Реутов в своей постановке выбирает не Тартюфа, а Оргона Сергея Ребрия, актера магнетического воздействия на зрителя».
Критик считает, что Реутов выпустил «зрительский, глубокий спектакль, на котором каждый может подумать о своих проблемах». Отдельно он отметил Александра Носырева в роли Валера и Анастасию Черкасову – Мариану.
Ирине Алпатовой очень понравился в спектакле пролог и эпилог Оргона, который написан не Мольером и не переводчиком пьесы, а режиссером и исполнителем роли. Алпатова считает, что так они позволяют себе и зрителю осмыслить то, в каком состоянии духа находится человек сегодня:
«Естественно, что это не монологи героя, а самого актера. Для меня это вообще едва ли не лучшие моменты спектакля, потому что здесь видишь человеческую искренность. Разговор идет от первого лица и становится мостиком, по которому Мольер идет к нам. Даже не Мольер, а драматургия того времени. Это неожиданно и очень хорошо».

Вторым мостиком она считает «смелый, озорной» перевод Сергея Самойленко и объясняет смещение акцентов в спектакле с Тартюфа на Оргона тем, что исполнитель заглавной роли Алексей Ковригин еще только идет к ней:
«Молчалин в «Горе от ума» ему удался лучше. В Тартюфе должна быть некая скрытая сила… Здесь он безобидный, вяловатый. Актер к нему еще только идет. И я верю, что дойдет…»
Как эксперт «Золотой Маски» Ирина Алпатова уже в этом сезоне пропустила через себя не один десяток спектаклей и, по ее словам, в каждом даже не втором, а первом используются мобильные телефоны. Немного реже встречаются интерактивы и видео. Наличие первого и третьего штампов в «Тартюфе» сделало спектакль в ее глазах небезупречным, но все равно очень интересным.
В критическом рейтинге «больших спектаклей» «Горе от ума» занял третью позицию. Алпатова назвала версию Владимира Золотаря насильственным осовремениванием комедии Грибоедова, разглядев в постановке то самое стремление понравиться зрителю во что бы то ни стало. Режиссер, возглавляющий Ульяновский театр, в отличие от петербуржцев Габриа и Реутова, впервые работал в Норильске. В его спектакле критики отметили несколько актерских побед, однако, по их мнению, удач могло быть больше, если бы не режиссерское решение бала, на котором «все кривляются, как в цирке».

К Александру Герасимчеву (Чацкий), Якову Алленову (Фамусов), Дарье Дороготовцевой (Лизанька), Анастасии Черкасовой (Софья), получившим высокую оценку Спешкова, его коллега добавила Сергея Даданова в роли Репетилова. В игре Александра Герасимчева были отмечены современный облик и интонации Чацкого, роднящие его со зрительным залом, и редкое для исполнителей этой роли «умение играть любовь, отчаянную, безнадежную».
В этот приезд в Норильск Владимир Спешков не только дал оценку премьерам уходящего сезона, но и отобрал спектакль в афишу фестиваля-конкурса драматических театров «Камерата». В октябре в Челябинск на ХVI международный фест полетит спектакль Тимура Файрузова по пьесе Елены Исаевой «DOC.TOP». По словам критика, в постановке его привлекает тема, продолжающая Чехова и Булгакова, то, как просто и точно она решена, и то, что за каждым актером на сцене очень интересно наблюдать…
Ранее «Северный город» анонсировал последнюю премьеру театрального сезона в Норильской драме.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.