#НОРИЛЬСК. «Северный город» – За три дня «Полярки» норильчане увидели три режиссерских эскиза по пьесам отечественных драматургов оттепельных лет, выставку Дамира Муратова «Территория» и побывали на концерте «Хоронько-оркестра»
В театре еще только решают, какой из эскизов станет полноценным спектаклем и войдет в афишу Норильского Заполярного, но то, что «Полярка-2023» удалась, уже известно точно. В памяти ее зрителей надолго останется погружение, пусть и короткое, в драматургию Александра Вампилова, Алексея Арбузова, Геннадия Шпаликова. Органично вписались в «Театр живого человека» и гости лаборатории – «Хоронько-оркестр» и Дамир Муратов, амбассадоры самых живых и остроумных явлений в современной музыке и современном изобразительном искусстве.

Самая северная лаборатория хоть и переместилась с полярной ночи на апрель, по традиции стартовала с зажжения лампочки, очень веселого обряда, обыгранного в этом году героями почти шекспировской «Двенадцатой ночи».
Как всегда, свет «Полярке» дал бессменный руководитель проекта театровед Олег Лоевский. По его словам, в последнее время режиссеры все чаще обращаются к пьесам, написанным во времена оттепели, в 1950–1960-е годы:
«Современная драматургия никуда не делась, но сегодня есть тенденция к упрощению. К упрощению человека, его чувств, пониманий. Этому упрощению должно что-то противостоять, так как человек сложен и с ним надо сложно и серьезно общаться».

Лоевский считает большой потерей лаборатории то, что на ней не случился Александр Володин. (Режиссер Юрий Квятковский из-за запрета сына-драматурга на постановку пьесы «Две стрелы» заменил ее киноповестью поэта, драматурга, киносценариста Геннадия Шпаликова). Задачей драматургии Вампилова, Володина, Арбузова, по словам Лоевского, был рассказ о том, что мы знаем:
«Но рассказать нужно было так, чтобы мы вновь пережили ту боль, которую переживали в первый раз, поняв, что такое предательство, измена, любовь или потеря близкого. Они сумели это сделать, и поэтому так важно, чтобы эти авторы звучали со сцены. Иногда нужно позвать тех, кто больше знает».

Знаковым событием лаборатории стало открытие выставки Дамира Муратова. Художник назвал ее «Территория» и, по его словам, первым изобразил бело-сине-голубой «Ледяной забор». Заснеженные норильские окна навеяли «Заповедник», населенный таймырской фауной. «Полярный пейзаж с Полифемом» Муратов назвал оммажем великому Николя Пуссену, чей пейзаж с циклопом хранится в Эрмитаже. В Путоранских горах «сибирский мифотворец» увидел «Книги великанов», а белая полярная сова у него стала «Биполярной совой». Особым вниманием у первых зрителей «Территории» пользовалась остроумная композиция с лиственницами-пальмами под названием «Полярный сон».

Выставка Дамира Муратова была доступна все три дня работы «Полярки» и останется в Норильске. У главного режиссера театра Анны Бабановой есть выставочные, в том числе и «гастрольные» планы на «Территорию». Возможно, норильские композиции увидят земляки Дамира Муратова во время гастролей нашего театра в Омске. Сам художник считает, что на шести холстах он сказал все (или почти все), что хотел. По оценке зрителей, высказывание получилось не только талантливым, внятным, импровизационным, но и отчасти сакральным.

Ранее «Северный город» писал об итогах краевого фестиваля «Театральная весна – 2023».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.