#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Родоначальников династии Валентина и Наталию Шестериковых «Северный город» застал на их даче в городке Новая Ладога в 120 километрах от Петербурга. Благо средства связи сегодня позволяют продолжительные беседы. Супруги 15 лет назад переехали из Дудинки на материк, но ставший им родным город-порт не забывают, скучают по нему и рады любой весточке оттуда.
Сюда, в дачный домик к родителям в Новой Ладоге, любят приезжать сын Шестериковых Герман, внучка Оля и все родные. Недавно в Новой Ладоге крестили маленьких внуков Шестериковых. Этот городок в устье реки Волхов, впадающей в Ладожское озеро, был построен по велению Петра Первого в 1704 году. Место для покупки дачного домика выбрано не случайно.
«Муж здесь жил, – рассказывает Наталия Ивановна. – Отец у него военный был, и, когда вышел на пенсию, они приехали сюда, на родину. Муж здесь школу окончил. А сама я из Воронежской области».
Наталия и Валентин учились вместе в Ленинградском институте водного транспорта, он на курс старше, оба получили одну и ту же специальность – «инженер-механик по перегрузочной портовой механизации». Были распределены в Хабаровский речной порт. Отработали там три положенных года, в Хабаровске родился сын Герман. После чего на какое-то время семья вернулась в Новую Ладогу.
«Может, мы так и остались бы в Хабаровске, город очень интересный, хорошая работа была, климат прекрасный, но заболел сначала отец Валентина, потом мать, и в течение полугода оба ушли. Пришлось вернуться, – поясняет Наталия Ивановна. – Отец прошел всю войну, мама была санитаркой в санитарном поезде. Про войну никогда не рассказывала, говорила, это невозможно вспоминать».
В Новой Ладоге супругам показалось скучно. А про Дудинку они знали давно, подруга-однокурсница Наталии даже выбрала связанную с этим морским портом тему дипломной работы: «Транспортировка металлопродукции Норильского комбината из Дудинки в Ленинград». В Северной столице груз поступал на завод «Красный выборжец».
«Мы знали, что такое комбинат, что такое Дудинский порт, написали письмо, и мужа пригласили на работу. Тогда мужчин приглашали, в женщинах не нуждались. И так мы приехали в Дудинку, муж работал механиком, я инженером-технологом на первом грузовом районе», – рассказывает Наталия Ивановна.
Последние 16 лет работы в порту Наталия Ивановна руководила учебно-курсовым комбинатом. Работа интересная, были времена, когда в течение года получали новую профессию или повышали квалификацию более тысячи работников порта. А Валентин Владимирович сменил род деятельности, работал в Нижне-Енисейской нефтегазоразведочной экспедиции заместителем директора, генеральным директором, в это время коллектив экспедиции открыл такие нефтяные месторождения, как Сузунское, Ванкорское, Пайяхское.
Наталия Шестерикова, как и муж, из семьи, где раньше не было портовиков. Мама Наталии занималась детьми, семья была большая, отец работал в заготконторе. Приехать в Дудинку одного из племянников жены, Сергея Егорова, кстати, уговорил Валентин Шестериков. Сергей Николаевич 40 лет отработал на морском районе.
«Звеньевым был, хороший работник, докер-механизатор первого класса, активный комсомолец, – дает характеристику племяннику Наталия Ивановна. – Года два назад ему дали хорошую программу, и он уехал в Московскую область».
Шестериковы-старшие покинули Дудинку еще раньше, но их не оставляет чувство ностальгии. Годы работы в Дудинском порту оба вспоминают с любовью.
«Когда приехала сюда, целый год ходила по Питеру и плакала: так скучала и по Дудинке, и по сыну, который там остался, и по внучке. Оля выросла на моих руках, мы очень близки. Очень люблю ее, и она нас, – рассказывает Наталия Ивановна. – Олечка после окончания красноярского колледжа пошла в порт приемосдатчицей, она большая умница, честно отработала на причале. Приемосдатчица – труд очень непростой, девчонкам бы памятники ставить. Это мороз, холод и большая ответственность».
Первая ее профессия по-морскому называется – «тальман производственно-перегрузочного комплекса №1», пояснила «Северному городу» сама Ольга Шестерикова:
«Задача тальмана – контролировать грузы, которые выходят с судна или грузятся на него. Потом я работала на фактуровке ППК №1 оператором: переносила информацию с тальманского листа на бумажном носителе в специальную электронную программу. Уже после этого груз переносят в вагоны и отправляют в Норильск, на фабрики, заводы. Порт – важнейшее звено в цепочке доставки норильской продукции. Затем работала секретарем у руководителя ППК №1, после чего меня перевели секретарем в приемную директора Заполярного транспортного филиала, а сегодня я – ведущий специалист организационно-контрольного отдела».
Постепенно перемещаясь по служебной лестнице, внучка заслуженных портовиков успела получить высшее экономическое образование. Ей 26 лет. У Ольги есть самая настоящая морская форма, пусть и не обязательная для постоянного ношения, но поддерживающая имидж Заполярного транспортного филиала на различных торжественных мероприятиях и праздниках.
Отец Ольги, сын Наталии Ивановны и Валентина Владимировича, Герман работает в порту в отделе безопасности и режима. Пришел туда из службы судебных приставов. Младшая дочь Шестериковых, Мария, окончившая школу в Дудинке с золотой медалью, а затем престижный вуз в Петербурге, так и осталась работать в Северной столице. Живет вместе с мужем, бывшим одноклассником, и детьми (это их недавно крестили в Новой Ладоге) в одном подъезде с родителями. Сюда Шестериковы-старшие возвращаются, завершив весенне-летне-осенний дачный сезон.
Наталия Ивановна и Валентин Владимирович приехали на Север в 1975 году, уехали в 2007-м. Говорят, жили все это время в Дудинке весело и радостно. Хотя и учились в Ленинграде, и часто бывали там в отпуске, но так до конца и не привыкли к новому постоянному месту обитания и очень ценят дружбу былых лет.
«Мы, дудинские, здесь, в Питере, все время общаемся: Тамара Бондаренко, она в мое время заведовала детскими садами от комбината; Николай Волощук, главный диспетчер порта; Галина Матвеева, инженер отдела механизации; Галина Кизим… Когда у Александра Григорьевича дни памяти, мы ходим на кладбище, – рассказывает Наталия Ивановна. – Правда, мы не так часто видимся, но по телефону всегда узнаем, у кого какие изменения. Многие наши уже ушли, вместе горюем. У нас своя диаспора, и всегда наше застолье заканчивается песней про Дудинку. Мы Дудиночку очень любим, дети у нас там живут, вспоминаем ее с большой нежностью и теплом.
Ранее мы писали о династии Салямовых и Беловых из ЗТФ, о династии Ромет.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.