#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В трудовой книжке настоящего норильчанина, настоящего мужчины и настоящего горняка-профессионала Евгения Адамова всего одна запись: рудник «Заполярный». Стаж его работы – более 32 лет. С 1990 года, как устроился на шахту, наш герой ни разу ей не изменил.
Сегодня о жизни и карьере мы говорим с обладателем почетного звания «Заслуженный шахтер Российской Федерации» и других наград, электрослесарем по обслуживанию и ремонту шахтного оборудования пятого разряда Евгением Адамовым. Полностью место работы звучит так: подземный транспортно-дробильный участок, бригада по обслуживанию горного оборудования, шахта рудника «Заполярный» ООО «Медвежий ручей».
– Евгений Александрович, расскажите о своей семье, как попали на Север, кем хотели быть в детстве?
– Я 1970-го года рождения, родился в Красноярске. Когда мне было шесть лет, мама решила перебраться в Норильск, привезла с собой нас – меня и младшую сестренку. С тех пор я с этим городом не расставался.
– Где вы учились? Почему выбрали горняцкую специальность?
– Окончил школу №14. Рос как обычный норильский пацан, чем только в детстве ни занимался: и в шахматы играл, и различные кружки на станции юных техников опробовал, и горы снежные строил во дворе. Все как у всех. После школы пробовал поступать в медицинский институт – не вышло.
– В армии служили?
– Да, два года оттрубил, служба проходила в Томске, попал во Внутренние войска. Когда вернулся, мама говорит: «Иди работай, сынок, стаж зарабатывай», – и я устроился на рудник «Заполярный».
Работа меня никогда не пугала, климат северный – тем более.
Норильск тогда был другой, люди были добрее, что ли… Вместе с родными и коллегами пережили девяностые, все помню: и забастовки, и невыплаты зарплат. Но в материальном и чисто житейском плане в Норильске эти лихие годы прошли все же не так тяжело, как на материке.
– Трудно было адаптироваться на производстве?
– Нет, но сложности какие-то были, конечно. Пока молодой, многого не знаешь, учишься на примерах наставников, старших товарищей.
Начинал простым горнорабочим на участке. Потом пошел на курсы, получил специальность электрослесаря. Сейчас имею пятый разряд.
– В чем заключается ваша работа?
– Если вы побываете на 9-БИС – участке «Заполярного», увидите там подъемные установки, подающие руду. Я обслуживаю эти системы, включая вентиляторы главного проветривания. Сигнализация ствола, дробильный комплекс, опрокидыватели, дробилки, конвейеры – моя вотчина. Все электрооборудование участка работает автоматическом режиме, поэтому и у нас работы хватает.
Наш труд ежедневно пересекается с работой машинистов подъемной установки, мотористами вентиляторов. Бывают случаи отказа оборудования и поломки, нередки ночные вызовы, срочная нештатная работа из-за тех или иных неполадок. Ремонт тоже осуществляют электрослесари, а вот при серьезных поломках на участки привлекаются подрядные организации.
– В чем секрет такой верности одному предприятию?
– Наверное, в привыкании, «прикипании» к одному месту. В привязанности к коллективу, который у нас отменный, – был и есть. Наш участок вообще слывет как наиболее дружный на руднике. Ну и в трудолюбии, видимо, секрет заложен: когда любишь свое дело – результат приходит сам собой. А еще нужно безукоризненное понимание обязанностей и своей ответственности.
В целом работа интересная – каждый день что-то новое, не бывает одинаковых смен.
– Что особенного в работе на руднике? Чем он привлекателен?
– Это особое место на карте Норильского промрайона со всех точек зрения – и промышленной, и человеческой. Это первые разработки полезных ископаемых, запасы богатых руд, интереснейшая история. Как говорится, природа не обделила Таймыр месторождениями, и здорово иметь отношение к глобальным процессам. Есть достоверные данные, что в процессе разведки прирост запасов неизбежен. Так вот, эта цепочка прошлого, настоящего и будущего по-своему завораживает, делает пребывание на этой земле осмысленным. Как-то так…
– Расскажите о семье, детях.
– Супругу нашел здесь, в Норильске. Ее зовут Нина, она медик, работает в оганерской больнице. Двое сыновей. Думаю, оба технари. Старший сын, Илья, живет на материке, учится в вузе, специальность связана с инновационными технологиями и гидравликой. Младшему, Артему, десять лет. Он у нас робототехник, придумывает модели будущего.
– Почему вы остались жить и работать на Крайнем Севере?
– Меня всегда здесь все устраивало, вот абсолютно все. Немалую роль играют достойный соцпакет и приличная зарплата, а также уверенность в компании. А природа, рыбалка с лодки, сбор грибов, отдых в тундре с семьей и друзьями – это вообще отдельная песня. Не знаю, как буду без этого обходиться.
– По-вашему, работа должна быть в удовольствие?
– Непременно. Поэтому первое, что нужно сделать, – это найти занятие, с которым удается справляться лучше всего и которое приносит массу удовлетворения.
– Есть ли навыки, которыми овладели помимо основной профессии?
– Конечно, я все время учился: в процессе трудовой деятельности овладел практическими навыками стропальщика, проходил переобучение и повышал квалификацию.
– Не жалеете, что выбрали производственную стезю?
– Нет, я доволен, меня все тут устраивает, в том числе относительно высокий доход, который нужен, чтобы поддерживать семью на плаву, для мужчины один из важнейших факторов.
Так что я себя тут чувствую комфортно.
– Что любите в Норильске?
– Норильск за столько лет меня не разочаровал. Нравятся городские праздники, фестивали, наш Заполярный театр, куда иногда с женой попадаем. Зимой частенько ходим на каток – благо стадион «Заполярник» рядом с домом.
– Какие планы на будущее, связаны ли они с Норильском?
– Всегда чувствовал, что я в Норильске всерьез и надолго. Но теперь, когда тебе уже больше 50 и многие твои ровесники и друзья уехали с Северов, надо задумываться о другой стороне жизни, о пенсии, старости, уютном теплом гнездышке. Выбрали для себя Ростов-на-Дону. Но работать еще планирую – года два-три наверняка. А там как получится. Не загадываю.
– Какой совет дадите молодым специалистам, которые только начинают свой профессиональный путь?
– Не каждый сможет под землей работать. Тут надо ничего не бояться. Быть уверенным в себе, внимательным – в наших-то условиях! Важно ценить то, что сделано до тебя и не тобой. Стоит проявлять терпение и уважение к другим, независимо от ранга. Ну и если принял решение оставаться работать в Норильске, то стать настоящим норильчанином, беречь этот город, даже если ты здесь всего на пару лет.
Сегодня перед работниками шахты и карьера «Заполярного», и в целом ООО «Медвежий ручей» открываются большие горизонты – в прямом и переносном смысле. Есть масса проектов, которые в ближайшем будущем будут развивать территорию. Это значит, что для людей, которые тут продолжают трудиться, появляются новые перспективы. Я всем этого желаю от души.
Ранее мы рассказали, о каких инновациях и практиках на вверенном ему производстве рассказал директор рудника «Заполярный» Вадим Макаров, а также каким увидели один день из жизни старейшего рудника НПР журналисты «Северного города». ССЫЛКА
Другие интервью с представителями предприятий Норильского дивизиона и ЗФ «Норникеля» можно увидеть здесь.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.