#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Каким был один из заслуженных горняков рудника «Заполярный», входящего ныне в состав предприятия «Медвежий ручей», мы узнали, познакомившись с его личным делом и встретившись с его дочерью.

«Папа полушутя говорил: «У меня три класса церковно-приходской школы», – рассказывает дочь Памфилия Ивановича Ольга Терешонок, известная в городе как руководитель творческого объединения «Галакс», на выставки которого так любил ходить ее отец.

На столе перед нами коллекция газетных вырезок и фотографий из семейного архива. «Он и его красивая рабочая судьба – это и есть рудник «Заполярный», «Рабочая честь Памфилия Оныщука», «Рабочая высота», «Можем работать лучше» – это только некоторые из заголовков к публикациям, посвященным бурильщику старейшего рудника НПР.
Он пришел сюда в тот момент, когда у «Заполярного» еще не было имени, а был только номер –7/9, что подтверждается записью в трудовой книжке. Впервые спустившись под землю в октябре 1955 года и освоив профессии скрепериста и проходчика, Памфилий Оныщук в 1963 году добавляет к послужному списку еще одну – бурильщик-колонковист. Один из снимков из семейного архива, опубликованный в газете «Горняк», запечатлел человека красивой рабочей судьбы во время тяжелого процесса бурения.

Что такое колонковое бурение, Памфилий Оныщук популярно объясняет на страницах газеты «Горняк»:
«Чтобы в забое добыть руды, надо ее разрыхлить взрывом. Для этого бурятся скважины, в них помещается взрывчатка. Молоток для бурения представляет собой механизм в 50 килограммов весом. Плюс буровые штанги, муфты (глубина скважин до 16–18 метров). Все это в руках бурильщика. То есть работа не из легких».
Далее ударник пятилетки (было такое звание) рассказывает, что раньше за смену бурили 11 метров, сегодня норма – 34,4 метра. Каждый из его товарищей работает на четырех молотках. Пятилетний план за 3,5 года выполнили, увеличив скорость работы («бывало, ни на секунду за смену не присядешь»). И даже перекрыли заявленные показатели. Все расчеты с планированием на год, на месяц сделал собственноручно Памфилий Иванович, нормировщики и экономисты уже потом подтвердили их на основании аккуратной записной книжечки Оныщука.

Вот так три класса церковно-приходской школы! На следующий день после окончания рекордной проходки директор комбината вручил Памфилию Ивановичу правительственную награду – орден «Знак Почета».
Досрочная пятилетка не была единственной. Личное дело горняка с «Заполярного», хранящееся в архиве Заполярного филиала, содержит записи о множестве наград, которые он получил в течение 52 лет своей горняцкой биографии. В их числе кроме благодарностей, премий и ценных подарков – значок победителя соцсоревнования, нагрудный знак «50 лет НГМК», звания ветерана Норильского комбината, заслуженного работника компании. В 1986-м Оныщуку вручили еще и премию за активное участие в движении наставничества.

«Папа часто говорил про выступающих по телевидению руководителей комбината: «Это мой ученик… И это мой ученик», – рассказывает Ольга Терешонок. – Тогда в Норильске было очень сильное содружество людей, многие из которых прошли ГУЛАГ. Вспомнить хотя бы врачей, того же легендарного хирурга Кузнецова, в городе был свой духовой оркестр, эти люди передали нам традиции высокой культуры и честного отношения к своему делу. На предприятиях наставники делились своим опытом с новичками, воспитывая в них сильные черты рабочего характера. Оставались в Норильске люди, сильные по своим природным качествам. Папа приехал на Север в составе команды из 25 новобранцев, остались несколько человек. В Норильске всегда ценили доброту и взаимовыручку. Папа рассказывал, как однажды они отмечали Новый год в общежитии. К этому времени овощи у всех заканчивались, а у него, еще без семьи, была картошка. Друзья обрадовались: «Неси!» Отварили, и это было самое большое лакомство».
Несколько молотков весом по 50 кило каждый и скоростные проходки – не шутка. В 1986 году, как явствует из личного дела Памфилия Ивановича, его направили в столичную клинику с начальными проявлениями вибрационной болезни, в 1988-м врачи поставили официальный диагноз – вибрационная болезнь 1–2-й степени.
Из шахты он не ушел. Написал заявление о переводе в оборщики кровли подземного очистного участка. Тоже непростая задача – заходить в забой после взрыва и длинным ломиком снимать куски породы, представляющие опасность для бурильщиков-крепильщиков.

В 2000 году, в 68 лет, Памфилий Иванович поднялся на поверхность – перешел работать электрослесарем дежурным и по ремонту оборудования энергетического участка шахтной поверхности, в 2003-м – перемещен в бригаду по ремонту и обслуживанию компрессорных установок, оборудования ламповой. «Лечил» лампочки, настраивал шахтерские фонари. Работал Памфилий Оныщук до 2008 года. Не стало его в 2009-м. По словам дочери, отец очень переживал смерть жены Альбины.

«Родители поженились, когда ему было 25, а ей 20. У мамы были поклонники, но она выбрала папу. Как человек он был очень обаятельный, с ним ей было надежно и комфортно. В доме не было ссор, до сих пор не могу переносить матерные слова – у нас никогда не было ругани, – рассказывает об атмосфере, царившей в семье, Ольга Терешонок. – Всегда был совместный бюджет, мама с любовью заботилась о папе, папа с душой заботился о семье. У обоих было природное чувство красоты. Он всегда елку украшал, делал интересные праздничные композиции из любых материалов, а мама обладала хорошим вкусом, красиво вышивала, элегантно одевалась».
52 года горняцкого стажа – серьезная цифра. Спрашиваем у дочери, почему отец не уехал на материк?

«Известно, что все приезжают на Север поработать несколько лет, а остаются надолго. Уникальный Норильск затягивает людей, – объясняет причину Ольга Терешонок. – Норильск давал самоуважение, финансовую независимость, возможность путешествовать, расширять географию. Помню, как в моем детстве в столичном аэропорту Внуково при задержках рейсов всегда можно было одолжить недостающую сумму, чтобы добраться до дома. Это говорит о широкой натуре и взаимовыручке норильчан».
У заслуженного горняка «Заполярного» Памфилия Оныщука редкое имя. Его дочь рассказывает, что, оказывается, и у себя на родине, на Украине, и в шахте долгие годы все называли отца Василием.
«Когда в 16 лет я получила комсомольский билет, там значилось: «Ольга Васильевна». Папа уточнил: «Неправильно. Ты не Васильевна, а Памфиловна». Оказалось, что Памфилием его нарекли при крещении, я потом посмотрела в Святцах: да, есть такой святой – Памфилий».

Человек, у которого получалось красиво работать и жить, и сам был красивый, высокий и плечистый. Очень похож на дедушку его внук Роман Терешонок и дочь Ольга Памфиловна. Роман продолжил шахтерскую династию на руднике «Заполярный», входящем в состав предприятия «Медвежий ручей». Он машинист погрузочно-доставочной машины шестого разряда подземного участка горнопроходческих работ.
Ольга Терешонок уточняет:
«В то время, когда было непросто попасть на комбинат, Роман оказался в шахте благодаря одной из корпоративных программ «Норникеля», разрешающей принимать на работу детей работников, ведь дедушка еще трудился на руднике».
В семье наследников Памфилия Ивановича многие имеют отношение к работе в компании. Дочь Ольга Памфиловна долгое время была руководителем приемной по социально-трудовым вопросам «Октябрьского». Муж Ольги Михаил трудился на Медном заводе. Молодое поколение семьи: внучка заслуженного горняка Оксана работает специалистом экономического департамента Заполярного филиала компании, а невестка Олеся Терешонок – менеджером отдела по работе с персоналом предприятия «Нортранс-Норильск».

Каким бы ни было место работы, но если речь идет о «Норникеле» – это потрясающая школа для любого в плане отношения к делу, школа дисциплины и выполнения поставленных задач, считает дочь Памфилия Ивановича. Ко Дню шахтера она передает всем пожелания, которые всегда провозглашал за семейным столом отец. Листочек с этим текстом хранится дома как семейная реликвия:
«Пожелание много значит. Пожелаем тебе удачи. Чтоб солнышко светило, чтоб тебя все любили, чтоб беда тебя боялась, ну а счастье тебе улыбалось».
Ранее мы писали о династии Силантьевых с НОФ, о династии Ческидовых с «Заполярного».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.