#НОРИЛЬСК. «Северный город» – «Мечтая о будущей карьере!», «Я б в рабочие пошел…», «Урок компании» – все эти мероприятия известны тем, кто давно живет и учится в Норильске. Организаторами практик вот уже много лет является корпоративный проект «Клуб «Профнавигатор», который в течение года рассказывает и показывает школьникам и студентам профессии, востребованные в компании «Норникель». Идейным проводником в мир профориентации смело можно назвать Наталью Гладкую, главного специалиста управления корпоративных проектов Заполярного филиала «Норникеля».
– Наталья, что такое профориентация, объяснять, я думаю, не нужно. А что такое «Клуб «Профнавигатор», какие задачи он выполняет?
– Клуб «Профнавигатор», начал свою деятельность в 2009 году. Основная его задача – развитие системы профориентационной работы на территории. То есть по сути «Клуб «Профнавигатор» помогает старшеклассникам знакомиться с компанией «Норникель», ее историей и перспективами, узнавать о тонкостях различных профессий и специальностей, которые востребованы на наших предприятиях. Все мероприятия проекта призваны помочь ребенку раскрыть свой потенциал и определить круг интересов, что в итоге помогает школьнику построить образовательную траекторию в соответствии с потребностями экономики нашего региона и своих возможностей.
– Какие мероприятия проводятся в рамках «Клуба «Профнавигатор»? Я уверена, их довольно много.
– Все мероприятия мы проводим в тесном взаимодействии с администрацией города Норильска, в первую очередь это управление общего и дошкольного образования, а также с организациями профессионального образования, расположенными на территории Норильска и Дудинки. В рамках клуба мы организуем различные конкурсы: профориентационные и творческие, проводим экскурсии на предприятия «Норникеля». Начинается все, как только школьник впервые садится за парту: в первый день учебы мы проводим «Урок компании». 1 сентября во всех школах Норильска ребятам рассказывают о «Норникеле», дарят интересные книжки. Обычно беседуют с ребятами учителя, но в прошлом году о компании поведали мультперсонажи. Из-за коронавирусных ограничений было принято решение создать мультфильм, из которого школьники узнали все о процессе добычи руды и горно-металлургических профессиях. Сейчас, когда большую часть ограничений отменили, мы возвращаемся к привычному формату, а чтобы педагоги были, так сказать, в теме, мы ввели практику экскурсий для учителей. Недавно, например, учителя начальных классов побывали на руднике «Скалистый».
– «Урок компании» – это мероприятие для младших школьников, а в каких участвуют старшеклассники?
– Школьники старших классов и студенты участвуют ежегодно в профориентационных конкурсах «Я б в рабочие пошел!» и «Мечтая о будущей карьере!». Первый проводится в Норильске с 2010 года. Таким образом школьников знакомят с рабочими специальностями, востребованными в Норильске, рассказывают ребятам об образовательных учреждениях, в которых их можно получить.
Конкурс «Мечтая о будущей карьере!» впервые стартовал в 2009 году. Более десяти лет он оказывает помощь в самоопределении школьников, заинтересованных в получении инженерно-технических специальностей, востребованных на территории. В процессе участия в конкурсе «Мечтая о будущей карьере!» старшеклассники получают представление о требованиях к современному инженеру, о видах его деятельности на производстве, знакомятся с основными выпускающими кафедрами Заполярного государственного университета (ЗГУ), возможностями получения востребованной специальности и построения карьеры, не выезжая за пределы родного города.
Конкурсы делятся на три этапа: информационно-ознакомительный, практический и творческий. Информационно-ознакомительный проходит на базе всех общеобразовательных учреждений города, его задача – познакомить как можно большее количество школьников с имеющимися на территории организациями профессионального образования.
Для обучающихся 8–11-х классов проходят классные часы, очные и онлайн-встречи со студентами и преподавателями этих организаций, распространяется печатная полиграфическая продукция, информация о сайтах и страницах в социальных сетях образовательных организаций. По итогам этого этапа школьники, которые принимают решение узнать больше о профессиональной образовательной организации и конкретной специальности, готовят заявки в форме резюме для конкурса «Мечтая о будущей карьере!» или в форме презентации «Моя будущая профессия» для конкурса «Я б в рабочие пошел!». В рамках практического этапа школьники знакомятся с организациями профобразования, участвуя в практической деятельности под руководством студентов на кафедрах ЗГУ (лабораторные и проектно-исследовательские работы), посещая мастер-классы, участвуя в профориентационных квестах и викторинах.
Школьники посещают основные подразделения компании: горнорудные, металлургические и предприятия обеспечивающего комплекса. Творческий этап является обобщающим. Команды, состоящие из школьников и студентов, представляют на суд жюри свои творческие проекты. Завершаются профориентационные конкурсы праздничным мероприятием с награждением всех участников и чествованием победителей. По итогам нескольких этапов ребята набирают баллы. Победителями становятся те, у кого наибольшее количество очков. Ежегодно в мероприятиях этих конкурсов принимает участие более четырех тысяч человек.
– Совсем недавно профориентационный конкурс «Мечтая о будущей карьере!» отметили на федеральном уровне. Ваша практика вошла в десятку финалистов всероссийского конкурса. Это большой успех.
– Да, в марте 2022 года отправили материалы о нашем профориентационном конкурсе на Всероссийский конкурс образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями, в том числе каникулярных профориентационных школ, организованных образовательными организациями и на III Международный профессионально-методический конкурс «Перспективные педагогические разработки». По итогам последнего – исследовательской работе «Профориентационная работа на территории города Норильска в рамках корпоративного проекта «Клуб «Профнавигатор» управления корпоративных проектов ЗФ «Норникеля» присвоен диплом I степени.
Во Всероссийском конкурсе образовательных практик наша практика «Профориентационный конкурс «Мечтая о будущей карьере!» вошла в десятку финалистов в секции «Социально-гуманитарная направленность» и будет включена в цифровой реестр образовательных практик. Отмечу, что всего на конкурс было представлено 556 работ из 75 субъектов Российской Федерации от 1500 участников.
– Какими еще наградами гордится «Клуб «Профнавигатор»?
– Деятельность проекта была отмечена дипломами на различных конкурсах. В 2015 году на конкурсе «Территория PROFориентационного взаимодействия» среди работодателей Красноярского края мы стали лучшими в главной номинации «PROFактивный работодатель» и победили в номинации «PROF@.RU» – конкурс профориентационных web-сайтов. В 2018-м профориентационный конкурс «Я б в рабочие пошел!» стал победителем конкурса лучших практик подготовки рабочих кадров в номинации «От профессионального выбора к успешной карьере». 2019 год стал для нас значимым, потому как профориентационная акция «Урок компании» получила диплом первой степени на Всероссийском конкурсе методических материалов по профориентации молодежи «Zасобой», получив признание на федеральном уровне.
Кроме того, в августе 2021 года по приглашению АНО «Национальное агентство развития квалификаций» я приняла участие в кейс-сессии по теме «Мотивы и механизмы взаимодействия бизнеса и образования» с представлением опыта работы проекта по повышению привлекательности рабочих профессий. Мероприятие транслировалось на YouTube-канале «АНО НАРК» и собрало более тысячи просмотров.
Также в ноябре 2021 года мы участвовали на межрегиональном форуме «Наставничество – путь к профессиональному успеху». Был презентован опыт реализации корпоративных проектов в развитии задач наставничества, рассказано о том, как профориентационные конкурсы позволяют сделать осознанный выбор профессии выпускниками школ, какие формы и способы взаимодействия между предприятием и образовательными организациями способствуют популяризации инженерно-технических специальностей и рабочих профессий.
– Наталья, вам действительно есть чем гордиться. Возвращаясь к деятельности клуба, насколько я знаю, помимо профориентационных конкурсов вы организуете и творческие проекты?
– Да, в рамках клуба мы проводим конкурсы рисунков «Будни и праздники Норникеля», «Век открытий», «Сохрани жизнь», ежегодный фестиваль творчества «Профессии родного города», творческий проект «Норникель» глазами детей»; проект развития научно-технического творчества и ранней профориентации «Навигатор будущего», в рамках которого проходят многопрофильные инженерные соревнования для школьников и молодежи, выставки научно-технического творчества, чемпионат рабочих профессий «Умные игры», организованный по стандартам JuniorSkills и фестиваль наставников «Профи».
– Вся эта деятельность организуется в течение учебного года. А во время летних каникул школьники как-то задействованы?
– Да, летом ребята могут влиться в ряды трудовых отрядов школьников. Каждый год администрация города Норильска и Заполярный филиал «Норникеля» совместно организуют работу ТОШ. Это отличная возможность провести каникулы весело и с пользой. Ведь ребята работают, получая за это заработную плату, и интересно проводят свободное время, посещая экскурсии, участвуя в различных конкурсах и спартакиаде. По завершении каждого сезона проходит торжественное закрытие смены, где победители творческих конкурсов, спартакиады, лучшие отряды, воспитатели и специалисты объединенного штаба получают признание: дипломы и сувениры.
– Наталья, вы уже немного затронули тему работы клуба «Профнавигатор» с педагогами, расскажите поподробнее о взаимодействии с учителями и в целом со школами города.
– Мы проводим конкурс профессионального мастерства среди учителей, координаторов профориентационной работы «Наш навигатор – профориентатор». Кроме того, оказываем поддержку образовательным учреждениям в информационно-методическом оснащении профориентационного процесса, принимаем непосредственное участие в оснащении школ информационно-методическими материалами по профориентации (литература, фото и видеоматериалы о компании, плакаты и так далее).
Хотелось бы отдельно отметить, что все победы проекта были бы невозможны без активного взаимодействия со всей системой норильского образования, без активного участия педагогов-профориентаторов общеобразовательных учреждений и организаций дополнительного и профессионального образования, без единства целей. Ведь главное для всех нас – чтобы каждый ребенок нашел свой путь и свое место в жизни, развил и реализовал свои лучшие качества, свои способности и таланты.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.