#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Буровики предприятия «Норникель Технические Сервисы» работают в тандеме с внешним подрядчиком – Восточной буровой компанией. «Своим» буровикам, как правило, достаются более сложные объекты. Вместе с ними «Северный город» побывал у горы Отдельной на доразведке фланговых запасов рудника «Маяк».
Редакционная машина тормозит у большого здания за Талнахом, на котором виднеются огромные буквы «Норильскгеология». Теперь предприятие называется иначе – «Норникель Технические Сервисы». Причина смены названия простая: география работ давно вышла за пределы Норильского промрайона и добавились направления производственной деятельности, напрямую не связанные с геологоразведкой.
На крыльце появляются двое наших проводников на буровую у «Маяка». Алексей Бадюля, ведущий инженер по буровым работам управления производственного контроля, – давний знакомый «Северного города», в разные годы сопровождал журналистов на несколько объектов. Алексей представляет службу методического и технологического контроля буровых работ. Андрей Толстых, начальник участка, представляет буровую службу предприятия. Все скважины распределяются между двумя структурами дирекции по управлению проектами предприятия «Норникель Технические Сервисы».
По дороге к объекту мы узнаем, что свою собственную буровую службу «Норникель» начал обновлять в 2019 году. Народу в подчинении у Андрея 75 человек,планируется увеличить до 80. У буровиков в наличии и трактора, и машины. Недавно закупили две новые водовозки для транспортировки на скважины технической воды (всего таких машин четыре), восстановили две старые буровые «Норильскгеологии», и закупили два станка, которые укомплектовали самым современным и высококачественным инструментом.
«Маяк» – дорогостоящий объект, объем работ большой, предстоит бурить порядка 30 тысяч метров, это только по поверхности, максимальная глубина скважин – 300 метров, так как «Маяк» – рудник неглубокий. Есть и подземное бурение. Работы на поверхности ведут и подрядчики, и «свои» буровики.
«Грубо говоря, для нас заложено десять тысяч метров бурения, на один-два станка. Все зависит от того, подцепим ли мы руду. Пока мы пробурили только пять скважин, – рассказывает Андрей. – Работы там планируются до конца мая, может, и после мая.
«Мы только начали, – продолжает тему Алексей. – Работаем плечом к плечу с подрядчиками. Сейчас на объекте три агрегата буровой службы, три агрегата подрядчиков, всего шесть буровых».
«На Мокулае мы сейчас заходим на гидрогеологические скважины, будет эксплуатационная доразведка – порядка двух тысяч метров. Это важный объект, вот почему сейчас одна из буровых не поедет дополнительно на «Маяк», а поедет на Мокулай».
«Это под развитие нового карьера по добыче известняков, – поясняет Алексей. – Потому что запасы Кайерканского рудника известняков иссякают. В срочном порядке открывается Мокулай. Сейчас там НОК уже строит карьер. Объект считается важным, потому что известняк – сырье для производства цемента и нейтрализации серных газов. Его требуется много для закладки, плюс для «Серного проекта». Чтобы выполнить буровые работы в запланированный срок, часть объемов была передана буровому сервису».
А вот и гора Отдельная. Прямо на нас смотрит буровая предприятия «Норникель Технические Сервисы». Вдали виднеются аналогичные агрегаты Восточной буровой компании.
Вагончик с буровым станком весит под 30 тонн, соседствует он с дизельной электростанцией, обогревающей как рабочее пространство, так и синюю бытовку, где буровики обедают. На улице минус 20, в помещениях плюс 15. Тащит все это тяжелое хозяйство до очередной скважины сцепка из двух тракторов-болотоходов. В процессе транспортировки задействуют тралы и грузоподъемные 50-тонные и 120-тонные краны «Либхерр».
Внутри буровой крутится буровая колонна. На двухмесячной смене вахтовики Кирилл Попов и Роман Балабанов. И они, и буровой мастер Сергей Титов родом из Читинской области. В Забайкальском крае бурили на золото и уран, здесь – на медь, никель и драгметаллы. Впечатления о Севере? У них тоже не тепло, но пурги такой не бывает. Да и буровикам пурга не помеха.
На улице по морозцу прогуливается водовоз Евгений Яковлев – водитель автомобиля «Урал» повышенной проходимости, доставляющий на объект техническую воду, необходимую для бурения. В обязанности водителя также входит разогрев в синем вагончике припасенных буровиками обедов. У Евгения подходит к концу его первая норильская вахта. Рассказывает, что из Норильска он запросто связывается по WhatsApp с женой и девятилетним сыном, которые живут в деревне под Иркутском. Это большое преимущество. Раньше он работал на месторождении в 700 километрах от полюса холода Оймякон, куда только вертолетом можно долететь и где давали только три минуты связи, чтобы поговорить с семьей. После полюса холода Евгений вполне готов к норильским морозам, от которых спасет теплый костюм «Монблан».
До конца вахты у Евгения всего пять дней. В родной деревне его ждет другая работа – стройка собственного дома:
«Мужик же должен дом построить, сын у меня уже есть».
Шум внутри буровой на некоторое время смолкает. Кирилл и Роман выбивают из колонки цилиндрический керн. Пока это базальты и туфы, поскольку глубина скважины еще неглубокая. Но кто знает, может быть, именно здесь скоро блеснет инопланетным сиянием медистая или, если повезет, богатая руда, которую можно закидывать в печку без обогащения. Ну, если не на этой, так на каких-нибудь соседних буровых добыча точно будет. Традиционно эксплуатационная разведка геологов «Норникеля» на объектах Заполярного филиала дает ежегодный прирост запасов по меди и никелю, приравниваемый к открытию среднего по отраслевым стандартам месторождения.
Какие только скважины им не приходится бурить, рассказывают Андрей и Алексей: и гидрогеологические, и инженерные, и изыскательские, и геолого-разведочные, и сейсмика – чего только нет. В ближайшее время планируется бурение в Норильске. Это будет одна из термометрических наблюдательных скважин на определение состояния грунтов в условиях вечной мерзлоты. Сеть таких скважин планируется организовать в районе Норильска, Оганера, Талнаха, Кайеркана, Дудинки. Сигналы с установленных в скважинах датчиков позволят анализировать состояние грунтов и свайных оснований объектов, своевременно оповещать об изменениях и прогнозировать возможные изменения в будущем.
Пока верстался репортаж, одна из буровых у горы Отдельной вскрыла жилу богатой руды мощностью три метра.
Ранее мы публиковали интервью с директором по управлению проектами геолого-разведочных работ предприятия «Норникель Технические Сервисы» Сергеем Ерыкаловым, а также о работах на Мокулаевском месторождении.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.