#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Заполярному транспортному филиалу исполнилось 15 лет. Мощный рывок модернизации и повышения производительности предприятия пришелся на последние годы.
В 1920-е годы в станке Дудинка было всего несколько домов. В четырех располагались фактории для скупки пушнины. Четыре других занимали купцы, главным «бизнесом» которых был отпуск коренным жителям Таймыра товаров в кредит и обмен песцовых шкурок на водку. Два песца стоимостью 25 рублей каждый шли за «поллитру» ценой 50 копеек. В Дудинке жил знаменитый путешественник и промысловик Никифор Бегичев, а добраться сюда по Енисею можно было на пароходах мощностью 600 лошадиных сил летом и на гужевом транспорте зимой. Завозы товаров для жителей в навигацию имели скромные масштабы.
Причалы порта оживись и увидели сотни людей в 1935 году, когда на берег высадились первые строители Норильского комбината – заключенные исправительно-трудового лагеря. Дудинка стала местом перевалки грузов для Норильска – стройматериалов, оборудования, продуктов и товаров для населения. В навигацию 1936 года грузооборот порта составил 50 тысяч тонн.
На эти же причалы в начале Великой Отечественной войны прибыло эвакуированное оборудование и сотрудники комбината «Североникель», получившие в 1942 году первый электролитный никель.
Официальной датой основания Дудинского морского порта считается 3 ноября 1937 года. В этот день он был выделен как самостоятельная единица в составе Дудинской товарной экспедиции транспортного отделения Норильского комбината. Порт по праву считается уникальным. Это самый северный международный морской порт России и единственный в мире, где причалы затапливаются во время весеннего паводка и требуется полная эвакуация портальных кранов, а также демонтаж всех инженерно-технических сооружений. Восстанавливать портовое хозяйство дружно выходят все сотрудники ЗТФ.
Дудинский порт наращивал свои обороты одновременно со строительством и дальнейшим развитием горно-металлургического комбината в Норильске. В 1970 году, когда строительство рудников и жилых зданий Талнаха, Надеждинского завода потребовало дополнительного оборудования и материалов, встал вопрос круглогодичной работы по Севморпути. По решению правительства необходимо было увеличить выпуск стратегических металлов на Норильском комбинате вдвое.
Историческим моментом стала организация экспериментального рейса дизель-электрохода «Гижига» под проводкой атомного ледокола «Ленин», дизельных ледоколов «Мурманск», «Капитан Белоусов» и «Капитан Воронин» в ноябре-декабре 1970 года. После этого началось ежегодное удлинение зимней навигации, организация так называемой продленки. К 1980 году грузооборот Дудинского порта вырос втрое.
1 апреля 2007 года решением совета директоров «Норильского никеля» был создан Заполярный транспортный филиал компании. В него вошли Дудинский морской порт, Дудинское автотранспортное предприятие и Предприятие по обслуживанию контейнерных перевозок. ЗТФ является правопреемником порта и в этом году отметит свой главный большой юбилей – 85 лет.
Период последних 15 лет стал для порта временем глобальной модернизации и обновления. Здесь имеются технические возможности для приема морских судов с осадкой до десяти метров, перевалки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (свыше 200 тонн) через причалы и в рейдовых условиях.
К берегу подходят суда собственного ледокольного флота «Норникеля», на «суше» идет замена кранового парка на самую современную технику. Заполярный транспортный филиал стал победителем в конкурсе лидеров производительности на Кубок А.К. Гастева сезона 2021 года. Оценка шла по нескольким направлениям: «Развитие людей», «Развитие процессов», «Развитие менеджмента», «Управленческий контроль».
ЗТФ знаменит своими династиями, многие из которых ведут отчет с года основания Дудинского порта. Предприятие прославилось самым высоким уровнем вакцинации (96 процентов сотрудников) не только в России, но, возможно, и во всем мире. По словам руководителя ЗТФ Александра Новакова, в 2022 году ожидается существенное увеличение грузооборота, с превышением отметки в четыре миллиона тонн.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.