#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На «Медвежьем ручье» идет реализация проекта «РЗком» («Рудник «Заполярный», комбинированная отработка месторождения»), рассчитанный до 2033 года. Для работы на объекте генподрядчик ПСМК (Промышленная строительно-монтажная компания) завез на территорию новейшую технику.
Экскаватор Komatsu PC 4000 уникален, таких машин на сегодняшний день по всему миру насчитывается всего около 150 единиц. Собран погрузчик в Дюссельдорфе (Германия). Детали и узлы – японского производства Komatsu: японцы – лидеры в производстве автомобильной и горностроительной техники.
На сборку и тестирование у производителя ушло девять месяцев, затем экскаватор разобрали на узлы и агрегаты, доставили до Архангельска, потом по Севморпути – до Дудинки, далее – на железнодорожной платформе до Норильска. Здесь на сборку и наладку задействовали 20 человек.
Доставка заняла примерно месяц, на монтаж и наладку с привлечением специалистов завода-производителя тоже ушло около месяца.
«На первоначальном этапе экскаватор будет использоваться на вскрышных работах – в 2021 году запланирована экскавация 15 миллионов тонн. Далее предусматривается постепенный рост: в 2023 году – до 18 миллионов, затем два года подряд – по 20 миллионов тонн», – рассказал Артем Мильков, главный инженер рудника «Заполярный» ООО «Медвежий ручей».
С 2022 года экскаватор планируют применять на добыче вкрапленной руды: в 2022 году – 1 600 000 тонн, в перспективе в 2023-м – 2 700 000 тонн, в 2024 году – четыре миллиона тонн.
На днях погрузчик перегнали в карьер для производства работ. Это уже второй экскаватор такого класса. Первый поступил в Заполярье в январе текущего года. Машина без нареканий отработала всю зиму.
«Заказ техники делался под определенные задачи. Сейчас в наличии имеется парк самосвальной техники – белорусские БелАЗы грузоподъемностью 130 тонн. Для их загрузки и подбирался экскаватор», – продолжает Мильков.
Гидравлический экскаватор Кomatsu PC 4000 – модель нового поколения, унаследовала преимущества предшественников, воплотила передовые конструкторские решения, направленные на повышение производительности, безопасности и удобства обслуживания.
Экскаватор дизельный, самоходный, оснащен мощным двигателем 1900 лошадиных сил и прямой лопатой с ковшом 22 кубических метра.
«Масса экскаватора – 388 тонн, максимальный вылет ковша – 16 метров. Длина платформы – 10,5 метра (с ковшом – около 30 метров), ширина – девять метров, высота – 10 метров, ходовая скорость – три-пять километров в час. Бак вмещает 6900 литров солярки. Расход топлива в час в зависимости от нагрузки – 200–240 литров», – поделился цифрами директор проекта «РЗком» ПСМК Леонид Качемцев.
Есть у экскаватора система фильтрации масла, что продлевает срок эксплуатации до четырех тысяч часов (на других машинах техобслуживание (ТО) требуется через 250–500 часов). За смену экскаватор отгружает 11–12 тысяч кубов породы (за сутки — 20–24 тысячи кубов), для ее вывоза самосвалы БелАЗ делают 220–250 рейсов.
«Вместимость ковша – 40 тонн. Три таких взмаха лопатой – и полностью загружен 130-тонный самосвал. Для сравнения: тем машинам, что используются сейчас на «Медвежьем ручье», нужно в среднем восемь-десять взмахов лопаты. Следовательно, благодаря новому экскаватору скорость погрузки увеличивается и производительность растет в три раза», – рассказал главный инженер «Заполярного».
Машинист экскаватора Евгений Бочаров работает на подобных машинах более десяти лет.
«Данный экскаватор изготовлен по предзаказу с учетом аномально низких зимних температур Заполярья. Немцы все сделали максимально эргономично и удобно», – рассказал он.
Кабина машиниста со звукоизоляцией, в ней большое панорамное окно на всю высоту. Усовершенствованное регулируемое пневмосиденье оборудовано ремнем безопасности. Предусмотрен подогрев кресла и зеркал. Снаружи на боковых окнах имеются металлические солнцезащитные навесы, внутри – роликовые шторки. Система климат-контроля фильтрует и кондиционирует воздух. Видеокамеры обеспечивают круговой обзор. Кабина оснащена всеми контрольно-измерительными приборами и радиоприемником. Передовая система мониторинга предоставляет оператору информацию в реальном времени: можно отслеживать заряд аккумуляторов, напряжение в сети, температуру и так далее. При появлении неисправности срабатывает звуковая сигнализация.
«Самое главное отличие от предыдущих моделей в том, что для управления используются джойстики вместо рычагов», – рассказал Евгений Бочаров.
В комплект входят также холодильник и шкафы для хранения. Для экстренного покидания кабины предусмотрен аварийный выход. Лестницы расположены под углом 45 градусов, имеют оригинальную конструкцию с откидывающейся нижней частью и противоскользящим покрытием.
«В смену выходят два человека: машинист экскаватора и помощник. За 12 часов работы расходуется около 2,5–3 тысяч литров дизтоплива», – поделился машинист.
Экскаватор стоит на балансе у генподрядчика – ПСМК, является собственностью субподрядчика – горнотранспортной компании «Дальний Восток».
По словам Леонида Качемцева, в зону ответственности ПСМК кроме обеспечения техникой и персоналом входят также содержание имеющихся дорог, отвалообразование, строительство внутрикарьерных дорог и спиральных съездов – то есть все, что связано с экскавацией и транспортировкой.
«Сейчас работы ведутся на 400-м горизонте, идет экскавация вскрышных пород. С вводом в строй второго экскаватора мы сможем увеличить производительность труда и сократить простои техники», – подытожил главный инженер.
На данный объем производства техники вполне достаточно: в карьере на сегодняшний день находятся пять экскаваторов (три с объемом ковша 22 куба, один 15 кубов и один для вспомогательных работ с ковшом семь кубов), 28 самосвалов, пять буровых установок.
Кстати, первый экскаватор Komatsu PC 4000 на территории России введен в эксплуатацию на Быстринском ГОКе, построенном «Норникелем» в труднодоступной части Забайкалья для обогащения руды Быстринского месторождения золота, меди и железа.
Ранее «Северный город» рассказывал о том, что на рудник «Заполярный» недавно поступила новая техника: на «миксер» и кровлеоборочную машину «Норникель» направил порядка 50 миллионов рублей.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.