#НОРИЛЬСК. «Северный город» – С приходом лета ситуация с коронавирусом в России вновь обострилась. Только за 10 июня в стране зарегистрированы 11 699 новых заболевших. Как и в прошлом году, эта волна дойдет до Норильска – с небольшим запозданием, но дойдет обязательно. О том, чем готов ответить город и «Норникель» на этот вызов, мы спросили заместителя директора Заполярного филиала «Норникеля» по персоналу и социальной политике Анастасию Перфильеву.
– Анастасия Юрьевна, как вы оцениваете ход прививочной кампании в Норильском дивизионе? Можно ли говорить о формировании коллективного иммунитета?
– Активная фаза вакцинации началась в Норильском дивизионе в декабре 2020 года. Компания делает все что может: мы открываем точки вакцинации, проводим большую информационную кампанию, но к сожалению пока наши результаты ниже ожидаемых. На текущий момент вакцинированы не более 15 процентов работников Норильского дивизиона, и это крайне низкий показатель. Для того чтобы коллективный иммунитет сформировался, чтобы защитить наших сотрудников, нам нужно вакцинировать не менее 50 процентов коллектива.
Мы видим из средств массовой информации, что ковид, к сожалению, не отступил, ситуация опять обостряется. Уже снова больше десяти тысяч заболевших в стране за сутки. Это говорит о том, что ковид не просто возвращается, он становится и более агрессивным. Если раньше от легкой до средней степени тяжести болезнь прогрессировала за пять-семь дней, то теперь это может произойти и за сутки. Вирус стал коварнее, он очень сильно бьет по организму человека.
– Какая вакцина используется?
– Мы всех сотрудников вакцинируем «Спутником V». Это единственная российская вакцина, утвержденная и на международном уровне, – авторитетнейшее мировое издание «Ланцет» подтвердило эффективность «Спутника». В конце концов, «Спутником» привился Владимир Путин – думается, выбор президента страны с его возможностями говорит о многом.
К январю следующего года мы ожидаем «Спутник Лайт» – для более молодых работников, для детей наших сотрудников и для людей с различными заболеваниями.
– В борьбу с коронавирусной инфекцией компания уже вложила немалые средства. Понятно, что люди – один из приоритетов «Норникеля», и здесь экономить нельзя. И все же, в какую сумму обходится прививочная кампания?
– Мы не закупаем вакцину, вакцину предоставляет государство, ее просто нет на коммерческом рынке. Деньги мы тратим на открытие прививочных кабинетов. И безусловно, если наши сотрудники откликнутся наконец на наши призывы и потребуется увеличить количество медицинского персонала, компания готова возместить системе здравоохранения эти затраты.
При этом компании дорого обходятся больничные листы, когда работники заболевают и кто-то должен их замещать. Работники заражают своих родных, которые работают на других предприятиях группы, и инфекция распространяется. Поэтому компания заинтересована в вакцинации своего персонала и для того, чтобы снизить риск инфекции в семьях.
Мы сделали все, чтобы приблизить вакцинацию к каждому работнику. Для этого организованы прививочные кабинеты прямо на производстве. То есть вы можете прямо у себя на предприятии записаться на вакцинацию в удобное для вас время. Выедет бригада с уже подготовленной вакциной, с информацией о состоянии вашего здоровья, и на все про все у вас уйдет десять минут. И еще двадцать минут вы ждете после прививки на случай нежелательных последствий. Если в вашем структурном подразделении нет медицинского блока, мы все равно оборудуем помещение, чтобы все соответствовало требованиям, и точно так же сформируем список, и медики приедут по нашему запросу. В управлении Заполярного филиала, к примеру, мы вакцинируем за день порядка 70 человек в течение четырех часов. Важно лишь ваше желание вакцинироваться. И тут, я думаю, каждый должен быть заинтересован в сохранении своего здоровья.
– Насколько этот процесс сложен в организации и эффективен ли?
– Организация этих мероприятий – довольно трудоемкий процесс. У нас много предприятий, и выстроить график таким образом, чтобы у медиков не было пробелов по времени, совсем непросто. Здесь очень важна ответственность сотрудников, записавшихся на вакцинацию. Потому что вакцина хранится в специальных морозильных камерах при определенной температуре. И если мы заказали определенное количество доз, а те, кто записан на вакцинацию, вдруг не пришли и мы не нашли другого желающего в этот момент, вакцина попросту пропадает. И с ней, может быть, пропадает возможность спасти чью-то жизнь.
– Если говорить о цифрах, то сколько на данный момент сотрудников компании уже привиты? Какие предприятия, так сказать, в лидерах по количеству вакцинированных?
– Среди Норильского дивизиона безусловный лидер – Надеждинский металлургический завод. Среди РОКС лидер – наш транспортный филиал в Дудинке: там вакцинированы 75 процентов коллектива, и можно говорить, что в ЗТФ коллективный иммунитет сформировался. Всего вакцинированы более шести тысяч сотрудников Норильского дивизиона – это те, кто уже получил оба компонента вакцины.
– Уже неоднократно говорилось, что вакцинация – дело добровольное. Николай Николаевич в ходе прошедших «Корпоративных диалогов» говорил о том, что заставлять прививаться никого не будут. При этом все равно находится кто-то утверждающий обратное. Как обстоят дела на самом деле?
– Да, в соцсетях стала появляться информация, что в Норильске сотрудников компании заставляют прививаться насильно, угрожая лишением каких-то социальных льгот, гарантий… Как человек, который занимается организацией вакцинации, могу сказать: это неправда! Конечно, в последнее время мы усилили информационную работу, активно агитируем за вакцинацию, потому что видим неуклонный рост заболеваемости по стране. Мы понимаем, что норильчане поедут из отпусков обратно и привезут эту инфекцию в город. И мы должны быть готовы коллективным иммунитетом эту инфекцию подавить. Для этого мы приглашаем медиков, которые приезжают на предприятия и рассказывают, что такое вакцина, почему ее стоит делать, какие у нее противопоказания. Чтобы люди из первых рук получили всю информацию, смогли задать вопросы самим врачам. Приезжают представители администрации города, которые рассказывают, сколько человек у нас в городе болеют, рассказывают, что снова начинает заполняться наш ковидный госпиталь, что вирус стал более агрессивен и течение болезни более стремительное. Плюс появился запрос от руководителей подразделений, которые понимают, что их ждет, когда на работу начнут возвращаться инфицированные на материке сотрудники. В связи с этим информационная кампания, конечно, усилена. Но никто никого никуда силой не загоняет, социальных льгот не лишает, зарплату не уменьшает, и увольнение никому ни в коем случае не грозит.
– В сознании многих россиян прививка – это возможность беспрепятственно путешествовать. И это, безусловно, аргумент. Стоит ли сотрудникам компании, которые отправляются, например, в санаторий «Заполярье» или «Роза Спрингс», волноваться? Планируются ли какие-то изменения в правилах заезда и выезда, будут ли требовать информацию о вакцинации?
– При въезде в наши санатории никто не требует такую информацию. Требуется отрицательный результат теста, справка об эпидокружении (что ты не имел контактов с заболевшими перед заселением в санаторий) – всё.
– Что изменится в этом году для сотрудников компании, которые возвращаются из отпусков в Норильск? На что необходимо обратить внимание, какие проверки их ждут?
– Раньше работники Норильского дивизиона, возвращаясь в город, сдавали ПЦР-тест, два-три дня ждали результат, эти дни за работниками сохранялся средний заработок. С 8 июня мы все упростили. У нас работник по прилете сдает антиген, результат готов в течение пятнадцати минут, и, если результат отрицательный, человек выходит на работу. Если результат положительный, мы изолируем этого работника, сообщаем о положительном результате, и он должен пройти провереку ПЦР-тестом. Если ПЦР-тест тоже положительный, сотрудник отправляется на больничный. Мы убедились, что антиген имеет такую же результативность, как и ПЦР-тест, но экономит время и деньги.
– Вы сами привиты?
– Безусловно, я привилась. Несмотря на то что я уже болела в прошлом году, я поставила вакцину, оба компонента. Что могу сказать? Страх заболеть должен быть сильнее страха перед вакцинацией. Как поведет себя вирус в вашем организме в случае заражения, сколько придется выпить лекарств, как это скажется на вашей печени, почках – никто не знает. Никто не знает, что случится с организмом, если, не дай бог, есть хронические заболевания. Или какое горе может случиться в семье, если в ней есть пожилые или серьезно больные люди. Надо взвешивать риски. Поэтому привита я, привита вся моя семья. Президент «Норникеля» привит, президент России привит. Уже очевидно, что без вакцинирования нам не справиться.
– Если человек все осознал и готов вакцинироваться, куда ему обращаться?
– Если наш сотрудник принял решение вакцинироваться, он обращается в бюро по персоналу своего структурного подразделения. Если он живет рядом с поликлиникой и ему так удобнее, он может обратиться в поликлинику. Может зарегистрироваться на сайте госуслуг. Выбрать удобное место и время. Вариантов записаться на вакцинацию сегодня масса – было бы желание.