Реклама
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3144) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
  • Норильск
    • Норильск
    • Талнах
    • Кайеркан
    • Алыкель
    • Дудинка
  • -1 °c
    Влажность: 86%
    Ветер: 2 м/с
  • Актировки
    Прогноз: в школу
  • USD
    ₽80.86 (-0.13%)
  • GMKN
    ₽111.18 (-5.56%)
Никакого результата
Просмотреть весь результат
  • Авторизация
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3144) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
Реклама
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Лонгриды
  • Фоторепортажи
Menu
  • Телепрограмма
  • Выпуски новостей
  • Сюжеты
  • Программы
    • Арктический плавучий университет
    • Грани спорта
    • Грани туризма
    • Зеркало времени
    • Поколение Y-Z
    • Промышленная эволюция
Menu
  • Проекты Норникеля
  • Проекты Медиакомпании
  • Архив проектов
  • Новости
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
Menu
  • Премьеры
  • Рекомендуем
  • События
  • Положение
  • Редакция
  • Реклама
  • Контакты
  • Политика
  • Погода
Menu
Норникель (5134) Норильск (3144) covid-19 (2025) Красноярский край (1207) Таймыр (758) АРН (679) школьники (668) Медиакомпания Северный город (661) конкурс (654) Происшествия (645) МВД (523) спорт (498) экология (483) Арктика (470) Афиша (452) Коронавирус (440) Образование (438) Туризм (435) здоровье (412) Дети (408)ФондНашНорильск
Поиск:
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Новости «Северного Города»
Никакого результата
Просмотреть весь результат
Главная Новости Политика

333 года: в «Норникеле» подсчитали стаж работы Швайковых на железной дороге

О столетней истории семейной династии и секретах профессии рассказал Борис Швайков.

28 мая 2020
Время прочтения: 2 мин.

Коренной норильчанин, начальник производственного отдела Норильской железной дороги Борис Швайков гордится тем, что на российской железной дороге буквально с колчаковских времен трудились его деды, а сейчас на Предприятии производственного технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) вместе с ним работают дети.

Борис Швайков

В целом жизненный путь 12 членов «профильного» семейства оказался проложен параллельно с норильскими жд-путями.

«Непрерывность цепочки – это принципиально важно для меня», – говорит представитель знатной династии Борис Михайлович Швайков. 

В данный момент он возглавляет производственный отдел Предприятия технологического железнодорожного транспорта «Норникеля», на все сто сохраняя семейственность и профессиональные традиции. 

КОГДА СТРОИЛАСЬ ШИРОКАЯ КОЛЕЯ 

Семейный альбом героя нашей рубрики о династиях в реальном и виртуальном смысле богат историческими фактами, символами, смыслами, в них переплетаются судьбы, парадоксы, совпадения, символы эпохи.

Дед по линии отца, Роман Яковлевич Швайков, с семьей, 1921 год

Эта уникальная семья древом, корнями и разветвлениями и правда походит на разветвленную железнодорожную ветку.

Оба деда нашего героя – Роман Яковлевич Швайков и Семен Маркович Давыдов (родственник того самого Дениса Давыдова, только со стороны брата Александра) – работали на железной дороге еще до революции и отдали отрасли бОльшую часть своей жизни. Оба служили в Сибири. Дед по материнской линии – при Колчаковской республике, как ее тогда называли в народе.

«Один – родом из-под Иркутска, работал машинистом паровоза. Второй был начальником дистанции, участка пути, на станции Кача, там же родились отец и брат. Отец с мамой попали в Норильск в 1953 году, до этого папа уже работал диспетчером в Красноярске. В северный город отца позвал однокашник, который тут служил», – рассказывает Борис Швайков. 

Маленького Борю, рожденного в старом норильском роддоме, родители брали с собой на работу, на санках возили в любую непогоду. Он до сих пор помнит, как выглядела станция ТЭЦ и где находилась тогдашняя станция Городская (нынешние улицы Кирова – Талнахская, чуть ниже магазина «Башмачок»). На вопрос, что больше всего вспоминается из норильского детства, Борис говорит: «Яркие детские новогодние утренники на студии телевидения, с большой елкой и огнями-софитами» – на ТВ-студии работала родственница нашего героя.

 СЕМЕЙНЫЙ ЗАПАС ПРОЧНОСТИ 

Борис Михайлович рассказывает, что с дедом по отцу, когда его из Красноярска приглашали в Норильск, советовались по поводу перевода узкоколейки в ширококолейку (1950-е годы). И тот консультировал местных спецов – его слово имело вес.

Дед по материнской линии, машинист паровоза Семен Маркович Давыдов

«Мы жили на том месте, где сейчас стоит магазин «Карат», – вспоминает он.  – Рядом был скверик. Летом мы бегали с бидончиками в 25-ю столовую за разливным молоком. Все говорили, что молоко было очень жирное. Однажды, помню, я пришел с этим молоком, а дед вдруг говорит мне: «Запомни, эта железная дорога – твоя, и мне очень хотелось бы, чтоб ты передал ее дальше».

 
Это узлом завязалось в памяти. Любимая работа для мужчины всегда была и будет приоритетом, считает наш герой. И очень важно найти эту свою работу, свою колею, не промахнуться. 

В 15 лет Борис поступает в СГПТУ-17 на помощника машиниста. О том, чтобы пойти на другую специальность, не было и речи: только железная дорога, только семейные традиции!

При поступлении был конкурс, но у Бориса в кармане лежало ходатайство от начальника Норильской железной дороги. Не мудрено – он же как сын полка был при железной дороге, вырос при ней! К тому времени приемосдатчицей на НЖД работала его мама, Анастасия Семеновна (23 года стажа на ж/д), а папа, Михаил Романович, трудился начальником станции (25 на Норильской железной дороге, общий стаж – 44 года). 

Мама Бориса, Анастасия Семеновна Швайкова, 23 года проработала на НЖД

Сегодня стаж самого Бориса Михайловича составляет без малого 38 лет (из них на НЖД – 36!). Кроме помощника машиниста он за долгую службу работал и ремонтником подвижного состава, и диспетчером, перепробовал около десяти специализаций. И никогда у него даже мысли не было пойти в другую отрасль, поменять профессию:

«Это так нормально, так естественно для нас, что не вызывает ни протестов, ни сомнений, – делится с нами Борис Михайлович. – Если с царских времен воспитываться и формироваться в одном поле, то это становится частью тебя самого, твоей сущностью, стихией. Это как вода, как воздух, понимаете?»

Супругу Швайков тоже встретил на железной дороге: сначала она работала дежурной по станции, потом приемосдатчиком. Дочь Виктория выбрала родовую колею и четыре года трудилась на железной дороге, до своего отъезда из Норильска. Сегодня она воспитывает деток и живет в Ставропольском крае. Сын Юрий  – «и это даже не обсуждается!» – один в один пошел по стопам дедов и отцов: окончил специальные курсы и трудится на НЖД помощником машиниста.

К списку родственников (для пущей убедительности влияния одной отдельно взятой семьи на судьбу Норильской железной дороги) стоит добавить еще несколько штрихов: тесть Бориса Михаил Иванович Лисаковский – дежурный по станции НЖД (40 лет стажа); тесть брата Павел Васильевич Соловьев – начальник станции (30 лет на предприятии); теща брата Анна Васильевна Соловьева – проводник железнодорожных вагонов (ее стаж в профессии – 23 года).

Крепкая родова, ничего не скажешь!.. Об особенности труда на железной дороге Борис Михайлович говорит так: в этой работе нет белоручек, и если ты выбрал путь железнодорожника, то всю жизнь пашешь аки пчела.

Сын Бориса, Юрий Швайков — с 2017 года помощник машиниста НЖД

НЕМНОГО НОСТАЛЬГИИ 

Мы много говорим об истории и возникновении железной дороги в Норильске. О том, что наша НЖД – одна из самых северных в мире, этакий изолированный железнодорожный «оазис», как называют его знатоки. От ближайшей станции сети РЖД его отделяет около 700 километров.

Уже почти 85 лет дорога верой и правдой служит для нужд Норильского промышленного района. Ее история в этих суровых широтах началась в 1936 году, когда соорудили ветку УЖД от пристани на реке Норильской до строившихся рудников под Шмидтихой.

«Тогда же – в основном силами заключенных Норильлага – было начато строительство 114-километровой узкоколейки от села Дудинка на Енисее. Весной 1937 года по ней прошел первый поезд. На широкую колею дорогу «перешивали» в течение нескольких лет, в 1947–1953 годах, частично проходя по новой, укороченной трассе», – рассказывает Борис. 

Он застал то время, когда Норильск был знаменит самой северной в мире электричкой, и вспоминает, что интенсивности пригородного движения Норильска в его лучшие годы мог позавидовать любой областной центр. В советские времена существовали маршруты электропоездов «Октябрьская – Угольный разрез», «Октябрьская – Алыкель», «Октябрьская – Дудинка», «Октябрьская – Кайеркан», «Алыкель – Дудинка». Под тепловозами ходили пригородные поезда «Кайеркан – Каларгон – Надежда», «Октябрьская – Ангидритная – Надежда – Юбилейная». А почти до середины 1970-х пригородные поезда под тепловозами ходили даже в Талнах…

1985 год. Борис Швайков (помощник машиниста) и машинист тепловоза Вячеслав Колесников

Со временем пассажиропоток переместился исключительно на автобусы. В начале-середине 1970-х отменили поезда Талнахского направления, а в конце 1980-х закрыли станцию Октябрьскую – на этом месте сейчас стоит мечеть, и считаные по численности электрички стали отправляться от станции Норильск-Сортировочный. Ее вокзал 60-х годов – одно из красивейших архитектурных примет эпохи.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ    

– Работа интересна тем, что она – движение, – считает наш собеседник, отвечая в конце беседы на небольшой блиц. 

– У вас, наземных, не всегда есть движение – вы же зачастую остаетесь на перроне? 

– Тогда мимо тебя что-то движется, и это тоже замечательно. 

– Все, с чем вы имеете дело, – это важная часть промышленной сферы «Норникеля»… 

– Недаром сначала была железная дорога – из Дудинки, с Валька. На санях и на подводах немного повозили грузы. Однако довольно быстро в процессе развития этой территории люди поняли, что дорога, которая будет перевозить стратегические для развития территории грузы, необходима. Ведь она и сегодня процентов на 70 дает обеспечение предприятий «Норникеля» всеми материалами. 

– К созданию музея Норильской железной дороги прикладывали руку? 

– Да, там есть экспонаты вещи, хранившиеся ранее в моей семье, переходившие по наследству. Особенно много фотографий мы передали в музей. Дома храню снимки дедов с царских времен – красавцы оба, в железнодорожной форме. Здесь вот мама моя маленькая, она 1918 года рождения, на руках у деда сидит… 

– Кители, кстати, не так уж изменились за сотню лет. 

– Скрещенные молоток и гаечный ключ как были символами путейцев и ремонтников, так и остались, это правда. Без этих инструментов ни тогда, ни сейчас не представить нашей работы. Во многом сфера осталась консервативной. 

– Но модернизация, новые технологии тоже не проехали мимо вас… 

– Безусловно. Система управления и вся внутренняя производственная схема развивается, а как же! При этом у нас есть как старые, проверенные машины, так и новшества. Локомотивы модернизируются на основе самых современных технологий. Значительно повышаем моторесурс, способность техники, ее выносливость. 

– Вы трудились на всех локомотивах, которые только можно себе представить в наших условиях. Что сегодня самое важное для железнодорожников, для Предприятия технологического ж/д-транспорта? 

– Безаварийная работа. Транспорт как любой движущийся механизм представляет опасность при неумелом подходе. 

– Почему трудно работать на Севере? 

– Потому что его в первую очередь надо любить, чувствовать, а не у всех это выходит. К тому же вечная мерзлота дает нестабильность земного полотна – имеет свойство вспучиваться или проваливаться. Люди работают со стопроцентной отдачей, но природу-то не обманешь… 

– Как вы относитесь к тому, что железную дорогу из Норильска до Большой земли, как говорится, построить вполне реально? 

– Абсолютно согласен с этой установкой. Это и при президенте России уже было озвучено. Северное побережье и рубежи Арктики развиваются – и аппатиты, и нефть, и уголь, и минеральный комплекс. Без железной дороги эти богатства не освоишь. 

– Ее же зимой заносить будет… 

– Но нашу же тоже заносит! Что ж, есть спецтехника для расчистки от снежных заносов. Просто придется задействовать больше людей, материалов и прочее… В Тюмени вон железную дорогу больше заносит, чем у нас, и ничего, все функционирует. 

– «Жаль только, жить в эту пору прекрасную…» 

– Почему же? Это заложено в десятитилетнюю программу развития компании. Поживем – увидим.

Борис Швайков (третий слева) на учениях Северного флота с родными и друзьями, Дудинка, 2019 год
Текст: Марина Хорошевская
норильская железная дорогаНорникельПредприятие технологического железнодорожного транспорта
Поделиться в ТелеграмПоделиться в Whatsapp
Предыдущий материал

В Норильске от коронавируса излечился еще один пациент

Следующий материал

В Норильске пьяный водитель пострадал сам и чуть не покалечил пассажира

Материалы с пометкой «норильская железная дорога»

Фото

Диагностическая лаборатория

Комбинированная техника проводит на путях цифровую онлайн-диагностику.

09 августа 2024
2.1k
Лонгриды

Александр Мороз: «Норильская железная дорога всегда живет в моем сердце»

Почетный железнодорожник РФ, бывший начальник Норильской железной дороги с 1986 по 1994 год отмечает свое 80-летие.

27 марта 2024
2.2k
Лонгриды

Широкая колея

20 октября 1953 года в Норильске была запущена в эксплуатацию широкая колея железной дороги Норильск – Дудинка.

20 октября 2023
3.1k

Лента новостей

18:23
Новости

Прокуратура направила в суд дело норильчанки о поджоге банкомата

17:49
Новости

После длинных выходных не стоит погружаться в работу с головой

17:09
Новости

«Белый мишка» приглашает ярко и интересно встретить полярный день

16:33
Новости

Штрафы за езду на электросамокатах для подростков выросли втрое

15:58
Новости

Кромка льда на реке Енисей находится в районе поселка Верещагино

15:19
Культура

В Норильске состоится хоккейная «Ночь музеев»

14:36
Новости

После майских праздников грядет несколько полноценных трудовых недель

13:54
Общество

В «Норникеле» внедряют новые геофизические исследования для развития рудников

13:14
Новости

К концу недели в Норильск придет по-весеннему теплая погода

12:37
Спорт

Четвертьфинал БЕТСИТИ Суперлиги начался для МФК «Норильский никель» неровно

Previous
Next

ТОП 10

  • All
  • неделя
  • месяц
Россия, Санкт-Петербург. Банкомат Сбербанка.
1Новости

Прокуратура направила в суд дело норильчанки о поджоге банкомата

18:23    12 мая
28
2Новости

После длинных выходных не стоит погружаться в работу с головой

17:49    12 мая
45
3Новости

«Белый мишка» приглашает ярко и интересно встретить полярный день

17:09    12 мая
76
4Новости

Штрафы за езду на электросамокатах для подростков выросли втрое

16:33    12 мая
79
5Новости

Кромка льда на реке Енисей находится в районе поселка Верещагино

15:58    12 мая
252
6Культура

В Норильске состоится хоккейная «Ночь музеев»

15:19    12 мая
106
7Новости

После майских праздников грядет несколько полноценных трудовых недель

14:36    12 мая
129
8Общество

В «Норникеле» внедряют новые геофизические исследования для развития рудников

13:54    12 мая
168
9Новости

К концу недели в Норильск придет по-весеннему теплая погода

13:14    12 мая
165
10Спорт

Четвертьфинал БЕТСИТИ Суперлиги начался для МФК «Норильский никель» неровно

12:37    12 мая
155

Материалы по теме «Политика»

Политика

В Дудинке планируют модернизировать систему водозабора

15 марта
1.4k
Политика

Надбавку за стаж работникам Крайнего Севера начнут выплачивать до 35 лет

25 февраля
1.6k
Политика

В Норильске важные проекты реализуются с учетом мнения жителей

10 февраля
950
Политика

Михаил Котюков вошел в комиссию по научно-технологическому развитию

05 февраля
902
Политика

Госдума вернется к рассмотрению законопроекта о местном самоуправлении

21 января
796
Политика

Виктор Цюпко удостоен высокой государственной награды

09 декабря 2024
1.1k

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город». 12+

Все права защищены © ООО «Медиакомпания «Северный город», 2020-2023
При полном или частичном цитировании ссылка на «Северный город» обязательна.
Редакция не несет ответственности за информацию, содержащуюся в рекламных объявлениях.
Редакция не предоставляет справочную информацию.
Зарегистрировано Роскомнадзором. Регистрационный номер СМИ ЭЛ №ФС 77-76839, дата принятия решения о регистрации 11.10.2019
Главный редактор: Юнусова А.В.

С возвращением!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Войти в свою учетную запись

Забыли пароль? Зарегистрироваться

Создать аккаунт!

Google ВКонтакте Yandex
ИЛИ

Заполните форму для регистрации

Все поля обязательные. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти

Add New Playlist

  • Войти
  • Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Подключиться с помощью
Google ВКонтакте Yandex
Забыли пароль? Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты. Вы получите ссылку для создания нового пароля по электронной почте.