#НОРИЛЬСК. «Северный город» – В этом году предприятие «Единое складское хозяйство» (ПЕСХ) ЗФ «Норникеля» отмечает 80-летний юбилей. Потомок знаменитого «Норильскснаба» пошел дальше своего предка: он продолжает снабжение всех переделов «Норникеля» на Таймыре и разросся в этом до колоссальных масштабов: крытые ангары и открытые склады хранения, по площади сравнимые с сотнями футбольных полей, и годовой грузооборот в два миллиона тонн.
И склад, и лад
Сегодня деятельность ПЕСХ складывается из четырех основных направлений.
Первое – производственное. Это центральные, основные склады в Норильске, куда попадает весь входящий поток грузов. Именно здесь происходит их приемка, хранение и выдача в соответствии с назначением. Этой работой занимаются товароперевалочный цех №1 (ТПЦ-1) и ТПЦ-3.

Второй составляющей деятельности предприятия является работа со спецгрузами. Цех переработки спецгрузов (ЦПСГ) занимается исключительно складированием и обработкой взрывчатых веществ. Здесь встречают грузы, доставленные Заполярным транспортным филиалом, хранят и обеспечивают ими все предприятия Норильского промышленного района и Дудинки. От слаженности работы на этом участке зависит производственная деятельность практически всего горнодобывающего комплекса Большого Норильска.
Третьим направлением работы складского хозяйства занимается цех переработки металлолома и возвратных материально-технических ресурсов (ЦПМиВМТР). Здесь лом принимают от всех предприятий и организаций. Часть черного лома возвращается в виде шихты на Механический завод, остальное отправляется на материк для дальнейшей продажи.

Четвертым направлением инфраструктуры предприятия занимается участок эксплуатации грузового автотранспорта (УЭГА). В распоряжении ПЕСХ – набор различной техники: от самых маленьких погрузчиков, рассчитанных примерно на 1,5 тонны, до больших – на 46 тонн.
Порядок и дисциплина
Интересно, что при всей масштабности работы всего в ПЕСХ работают 620 человек: приемосдатчики, крановщики, водители тяжелых и вилочных погрузчиков, кладовщики, представители других профессий. Кажется, немало. Но когда видишь объемы складов и территории открытого хранения (а они колоссальны – только у ТПЦ-1 405 тысяч квадратных метров, это как 225 катков «Льдинка» или сотня футбольных полей), узнаешь, что хранится здесь в общей сложности до 20 тысяч номенклатурных единиц материально-технических ресурсов, и число 620 человек перестает казаться большим. В ПЕСХ говорят: весь секрет – в упорядоченности. Здесь у всего есть свое место, а каждый сотрудник точно знает свое дело.
Любовь Сепп, заведующая складом №1 ТПЦ-1 ПЕСХ, отвечает за огромный склад. Но все здесь работает как часы:

«У нас хранится более 2,5 тысячи номенклатурных единиц – материалы и оборудование, которые нужно содержать в теплом и сухом помещениях. Это огромное количество наименований: от подшипников до электродвигателей. Каждый материал приходит под своим номенклатурным номером, мы его маркируем и вносим в автоматизированную информационную систему складского учета SAP EWM, позволяющую оперативно идентифицировать груз, находить его, с помощью терминалов сбора данных выполнять все операции в теплых складах. Так что управляемся небольшим коллективом в 22 человека. Работаем оперативно: обычно по утрам – самое горячее время, нужно быстро загрузить машины, которые развезут грузы по предприятиям».
Больше фотографий товароперевалочного цеха №1 по ссылке.
Работа-то на воздухе…
На улице, рядом со складом, идет разгрузка поступивших контейнеров: работают портальные краны и ричстакеры. Последние, относительно недавно поступившие в распоряжение ПЕСХ, здорово экономят время на разгрузке, говорят в ТПЦ-1.
«В контейнерах приходит огромная часть груза, за месяц мы обрабатываем до тысячи контейнеров. Их важно быстро и тщательно освободить от содержимого и отправить обратно в Дудинский порт. А теперь посчитайте: каждый контейнер содержит от 26 до 35 тонн груза. Ричстакеры нам очень помогают в работе, это огромный шаг к оптимизации грузооборота в цехе и на предприятии в целом», – рассказывает Александр Пильков, и. о. заместителя начальника товароперевалочного цеха (ТПЦ) №1 ПЕСХ.

Работа ведется круглосуточно, сменами по 12 часов. Параллельно – с такой же интенсивностью – борются со стихией, которая на Крайнем Севере, как известно, безжалостна и не делает скидку тем, кто трудится на улице. В дни снегопадов на 24-часовую вахту выходит снегоуборочная техника, ведь рабочий процесс должен продолжаться.
Погрузчики ричстакеры похожи на роботов, расставляющих до невероятности большие кубики. Их задача – выгрузка большегрузных контейнеров из вагонов, а затем обратная установка. Рядом возвышаются величественные портальные краны. Сегодня в ТПЦ-1 занято шесть портальных кранов, каждый грузоподъемностью до 32 тонн.
«С 2014 года ведется модернизация подъемных сооружений нашего цеха. За это время и поступили все шесть новых кранов. Они отличаются высокой эффективностью и оснащены передовыми устройствами для безопасной работы. Краны выгружают до 15 вагонов в сутки. Также они загружают спецвозы оборудованием и конструкциями, отправляемыми после на нуждающиеся в них предприятия. На кранах еще и «мелкая работа» – перескладирование грузов», – рассказывает Максим Божедомов, мастер товарного (грузового) участка ТПЦ-1 ПЕСХ.

Его работа – по сути, связующего в цехе: мастер участка координирует работу, планирует задание на смену, взаимодействует с крановщиками. Кстати, четыре года назад Максим пришел в ПЕСХ работать именно машинистом крана. Он говорит, что еще набирает опыт, чтобы полноценно выступать наставником, но некоторыми полученными знаниями уже может делиться. Они, кстати, позволили ему полтора года назад стать победителем конкурса профмастерства «Лучший наставник по профессии – машинист крана».
Работа-то с людьми
А вот кому опыта не занимать, так это Сергею Черману, мастеру товарного (грузового) участка ТПЦ-1 ПЕСХ. На предприятии он с 1997 года:

«Я пришел сюда совсем молодым парнем. Стиль работы тогда у предприятия был несколько советским, старомодным. Но все быстро менялось: в компании началась модернизация, приходили новые руководители, применяли свои идеи. Эффект мы видели максимально быстро: старую технику утилизировали, портальные краны, отработавшие срок, списывали на металлолом, закупали фронтальные погрузчики различной грузоподъемности. На месте, где были старые краны, организовали контейнерный терминал, который позволяет нам максимально эффективно принимать и отправлять грузы. В кратчайшие сроки были возведены и модульные ангары теплого и холодного хранений».
За годы работы на предприятии Сергей Черман прошел путь от стропальщика до мастера участка. Он говорит, что за это время коллектив немало поменялся, но в итоге остался костяк, способный работать в экстремальных условиях и выдерживать серьезную нагрузку:
«Не каждый может трудиться часами на свежем воздухе – а в Норильске еще на каком свежем! А вообще я убедился: слаженная работа зависит от того, как люди понимают друг друга как на работе, так и вне ее. Так что мы с ребятами после смен стараемся проводить вместе интересный досуг – выступаем на соревнованиях, играем в боулинг, у нас есть поклонники театра, порой просто обсуждаем житейские ситуации. Молодых ребят много, они у меня советуются, как эффективно собрать людей в коллектив, расставить по рабочим местам и максимально выполнить производственную задачу, которую нам поставило руководство. Так что официально наставником я не являюсь, но ощущаю себя старшим товарищем по жизни».
И никакого лома!
Три года назад в ПЕСХ, в цехе переработки металлолома и возвратных материально-технических ресурсов (ЦПМиВМТР), сформировали участок по переработке лома черных металлов. В полную силу он заработал в сентябре 2022 года. Его работу может оценить весь город: в задачу участка входит сбор, переработка и реализация лома и отходов черных металлов, которые образуются от производственно-хозяйственной деятельности основного производства компании. Иными словами, именно этот участок делает наш НПР чище. Это подразделение возникло как часть программы компании «Норникель» по масштабной очистке и благоустройству промышленных территорий «Чистый Норильск».
Как рассказывают в ПЕСХ, участок укомплектован современной техникой – гидравлическими и пресс-ножницами. Весь металлолом, который собирают в процессе демонтажа зданий и очистки территорий, привозят на территорию цеха. Ежедневно на этот участок привозят около 500 тонн непереработанного лома. После переработки его складируют на площадке накопления готовой продукции. Она порезана в определенный габарит согласно ГОСТу. В дальнейшем ведется ее реализация на материк.

Главная особенность участка по переработке металлолома – его оборудование. Участок укомплектован современной техникой. В арсенале цеха – пресс-ножницы для крупных металлических отходов, гидравлические ножницы для работы с тонким металлом; гусеничные и колесные перегружатели.
Пресс-ножницы с легкостью перемалывают кузов легкового автомобиля, пятитонный контейнер или, например, шестиметровый профлист. Пресс-ножницы берут на себя до 50 процентов поступающего лома – в абсолютном выражении это до 25 тысяч тонн в год. Только за один час пресс-ножницы способны переработать до десяти тонн металлолома.
Гидравлическими ножницами управляет перегружатель на гусеничном шасси. Оборудование устанавливают на стрелу машины. Ножницы работают с более тонким металлом и позволяют перекусить рельс, балку, трубу диаметром до 700 миллиметров.
Справляться с такими объемами сотрудникам цеха позволяет и другая современная техника – четыре перегружателя на колесном и два на гусеничном шасси. А также штат газорезчиков, которые занимаются нарезкой толстостенного металлолома.

Дмитрий Игнатьев, заместитель начальника цеха переработки металлолома и возвратных материально-технических ресурсов ПЕСХ, рассказывает, что за два с лишним года с момента запуска участка уже переработали десятки тысяч тонн металлических отходов:
«С 2022 года фактически принята от предприятий 201 тысяча тонн лома черных металлов, из них переработано 199 тысяч тонн, реализовано 184 тысячи тонн. Лом, порезанный в габариты, в дальнейшем грузят в вагоны и перевозят в Дудинку для отправки на материк, где он вовлекается в металлургическое производство крупных предприятий. Иными словами, вчерашний лом обретает вторую жизнь».

Сегодня в цехе занят 91 человек, 70 из них – на переработке черного лома. В основном это газорезчики, которые производят огневую резку металлолома в габарит согласно стандартам; водители перегружателей, передвигающие лом для газорезчиков.

Цех занимает немалую площадь – около 28 тысяч квадратных метров (что сравнимо в четырьмя футбольными полями) – и работает под открытым небом круглосуточно. А это значит, что его сотрудники по себе знают, что такое непогода. Правда, в ближайшие годы здесь ожидается строительство цеха – капстрой запланирован на 2027–2028 годы. Ведь экстремально отрицательная температура мешает работе, говорит Дмитрий Игнатьев.
Александр Воронцов, газорезчик четвертого разряда, на этом месте только полгода, но объясняет, что уже привык очень тепло одеваться:

«При температуре ниже –30°С выходим на подсобные работы в помещениях, в остальное время режем металл на улице. Смена длится 12 часов, периодически уходим греться, чтобы не получить обморожение. Кроме того, нас, газорезчиков, защищают огнеупорные костюмы «Зевс». Режем весь металлолом, все, что разбирается: трубы, металлоконструкции, железнодорожный лом. Не режется только цветной металл и чугун. Работаем керосиновыми резаками. Хорошие резаки, правда, не всегда выдерживают погоду, подмерзают».
Интересно, что Александр приехал в Норильск из Омска, так что морозная погода его не пугает. И Норильск ему понравился: «Прекрасный город, холодновато, конечно, но терпимо».
Работы новому цеху хватит на десятилетие вперед. По программе «Чистый Норильск» планируют убрать около 500 заброшенных зданий и сооружений, два миллиона тонн отходов и 600 тысяч тонн металлолома.

Помимо резки металла цех переработки металлолома и возвратных материально-технических ресурсов имеет еще одну важную задачу – перерабатывать металлолом в габарит шихты для Механического завода. После переработки из нее выплавят различные детали для нужд различных подразделений ЗФ. Ежегодно Механический завод получает из этого цеха до трех тысяч тонн шихты.
Больше фотографий цеха переработки металлолома и возвратных материально-технических ресурсов по ссылке.
Гвозди бы делать из этих людей
Еще один крупный цех, практически целиком расположенный под открытым небом, – товароперевалочный цех №3. Он отличается от ТПЦ-1 номенклатурой хранимого груза. ТПЦ-3 состоит из двух участков: на первый поступают металлопрокат, трубная продукция и металлоконструкции, второй участок предназначен для хранения импортного оборудования – бурового, горного, шин и другого. Участок расположен в районе Надеждинского металлургического завода.

«Общее количество хранимых товаров трудно подсчитать, номенклатура очень обширна. Но по итогам за десять месяцев 2024 года цехом принято из ЗТФ около двух тысяч вагонов; погружено для передачи другим производственным подразделениям – около тысячи. Также мы загрузили около трех тысяч единиц автотранспорта (спецвозы)», – объясняет Сергей Стариков, мастер товарного (грузового) участка ТПЦ-3 ПЕСХ.

Основную работу на себя берут шесть портальных кранов, три из них совершенно новые: их собрали и запустили в работу в прошлом году. В работе помогают автокраны и автопогрузчики.

Сергей Стариков добавляет, что обновляются и складские места, места хранения грузов, например опорные стойки для штабелирования грузов, появились новые стеллажи для трубопроката:
«Организация погрузочно-разгрузочных работ ведется в соответствии с технологическими картами. Они есть на каждый груз и предписывают алгоритм действий, чтобы работа шла безопасно. Для погрузки и разгрузки формируются звенья работников, численность которых зависит от того, в каких местах складирования будут проходить работы. Но в любом случае не менее двух человек. Как правило, в звене кладовщик, машинист крана и стропальщики».
Интересно, что при учете того, что работа в основном на открытом воздухе, здесь занято немало женщин: представительницы прекрасного пола морозов, как оказалось, не боятся.
Кристина Моисеенко – приемосдатчица груза и багажа склада №16 ТПЦ-3 ПЕСХ – на предприятии работает уже четвертый год и говорит, что, конечно, лучшие условия труда летом. Но в холодные месяцы работа не может останавливаться, так что десятки людей выходят на смены в дождь и морозы.

«Работа моя и моих коллег состоит в приемке груза. Мы оцениваем его качество и количество с момента поступления к нам на базу до момента отгрузки заказчику. В наши обязанности входит маркировка груза, вытарка и затарка контейнеров, выгрузка и погрузка автомашин. От мороза защищают спецодежда и средства индивидуальной защиты. К тому же на участках есть мобильные здания для обогрева, предусмотрены технические перерывы».
Она рассказывает, куда и какой груз принимается: к примеру, крупную трубу помещают во второй ряд стеллажей, мелкую – в первый. В ее тупике (так называется конкретная территория на том или ином участке цеха) располагаются только трубы, на других тупиках – длинномеры, листы и иной груз.

Чтобы после не искать, куда и что было выгружено – ведь груз по разным причинам может задержаться на хранении на протяжении нескольких лет, – данные вносят в специальную книгу приема. Есть и картоплан для оперативной работы.

Кристина рассказывает, что в самые холодные зимние дни обычный распорядок дня меняется: при определенной жесткости погоды – сочетании силы ветра и мороза – объявляется актировка. Но это не означает, что можно переждать непогоду дома, – срочную отгрузку никто не отменял.
Она улыбается и признается, что ей по сердцу экстрим этой работы – может, именно потому ее в свое время выбрала. Остается лишь поразиться стойкости этих людей: в –42°С останавливается даже кран. А люди выходят. Потому что знают: их грузов ждут. ПЕСХ не зря сравнивают с легкими огромного организма – без его грузов переделы компании не смогут выполнять свои задачи.
Тут нужен характер
Начальник Кристины – в прошлом кладовщица на этом же участке, а сегодня заместитель начальника ТПЦ-3 – начальник (товарного) грузового участка Снежана Паутова – говорит, что эта работа учит характеру. Если он у тебя есть, он обязательно проявится. Нет – уйдешь:

«Ты идешь на тупик, ты – его хозяйка, кладовщик-приемосдатчик. Там всегда должен был порядок. С тобой экипаж – крановщик, стропальщики, грузчики, водители машин. Чаще всего это мужчины, которые и крепкое словцо могут пропустить. Но это производство, ситуации бывают разные. Если расклеишься, занервничаешь, покажешь, что сомневаешься в своем решении, работа не сладится. Ты должна выстроить процесс так, чтобы все отгружалось без замечаний и нарушений, а значит, нужно контролировать весь экипаж. Еще и микроклимат соблюдать: работать даже в условиях аврала можно дружно».
Сама Снежана Михайловна пришла на ПЕСХ 18 лет назад после работы секретарем в школе: говорит, жизненные обстоятельства так сложились, что нужно было срочно что-то изменить.
«Работа помогла: столько новой информации, людей, масса работы – погрузка машин, вагонов, порой присесть некогда было, не было времени на пустые или грустные мысли в голове».
Она быстро втянулась: коллектив большой, интересный. Затем стала мастером участка, его начальником, поработала в производственном отделе предприятия диспетчером, а после этого назначили на нынешнюю должность:
«Это живая работа: вокруг люди, каждый со своими обстоятельствами. Как быть начальником-женщиной на производстве? Мне проще: я сама выросла из рабочей профессии, так что люди знают, что ко мне всегда можно обратиться за помощью и советом. Я даже всем всегда говорю: лучше переспросить лишний раз, чем потом исправлять. Да и сама работа динамичная: каждый день не похож на предыдущий. Нередко запланированные дела откладываются: то погода меняет планы, то нужна срочная загрузка – в общем, сначала оперативные задачи, потом уже плановые. Здесь не сидишь весь день за компьютером: бывает, надо одеться и пойти на площадки. Учу порой сотрудников тонкостям работы, буквально иногда на пальцах показываю, как правильно, соблюдая ТБ, выполнить их задачу; то еду на НМЗ, на другой наш грузовой участок».
Снежана Паутова рассказывает, что именно на ее участке выполняется уникальная работа: выгрузка, хранение и перегруз металлических шаров для шаровых мельниц, нужных в работе НОФ и ряда других предприятий:
«Шары приходят из Архангельска в контейнерах. Диаметр их разный – 120, 80, 60 и 40 миллиметров. Контейнер с шарами нужно вытарить, после чего грузчики зачищают контейнеры, которые уходят обратно в ЗТФ. А шары – конкретный тоннаж и диаметр – отправляем на НОФ самосвалами. Кстати, шарики очень тяжелые, они из цельного металла. Ни в коем случае нельзя допустить их пересортицы: их потом очень сложно и долго рассортировывать обратно. Хотя однажды такое было – намучились, конечно».

Она вспоминает, что с такими шариками в ее биографии связана забавная история:
«Когда я только устроилась в ПЕСХ, по первости рвалась в бой, хотя первые дни на площадку не выпускают. Но завскладом решила пошутить и говорит: «Раз рвешься в бой, иди на шестой тупик, и, когда будут грузить машину шарами, стой и записывай их число в блокнот. Я, радостная, схватила блокнот и побежала. Представьте мой ужас, когда шайба подхватила гроздь шаров на магните и бросила ее в машину! Я перепугалась, давай пытаться пересчитать. Водителю кричу, чтобы задержался, он глаза округляет! В общем, смешно вспомнить. Зато научилась: у каждого тут свое дело, и его знать надо».

Несмотря на солидный юбилей – 80 лет, ПЕСХ не записывается в пенсионеры: предприятие ежегодно доставляет более миллиона тонн грузов, а грузооборот достиг двух миллионов тонн в год. Таких цифр не достичь, не став по-настоящему единым, слаженно работающим организмом. В этом, пожалуй, самое главное достижение любого крупного производства, и предприятие «Единое складское хозяйство» его по праву добилось.

Больше фотографий товароперевалочного цеха №3 по ссылке.
Ранее «Северный город» писал о том, с какими итогами ПЕСХ пришел к юбилею.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.