#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Предприятие «Единое складское хозяйство» (ПЕСХ), правопреемник «Норильскснаба», отмечает юбилей.
И хотя официальной датой рождения «Норильскснаба» принято считать 1 января 1945 года, все началось гораздо раньше, еще в середине 30-х годов, когда первые суда с грузами для зарождавшегося Норильского комбината пошли по Северному морскому пути. И в августе 1935 года они бросили якорь в устье реки Пясины. На тот момент в Дудинке не было даже мало-мальски оборудованного причала. Грузы: материалы и продукты, лошадей и крупный рогатый скот, канцелярские принадлежности и технику, взрывчатку и бензин – везли оленьими упряжками по 80-километровому зимнику в страшные морозы и черные пурги от Пясино до Валька, где перегружали и затем доставляли в Норильск. А уже в навигацию 1936-го Дудинка приняла первые 120 тысяч тонн грузов. А там и первые поезда по построенной узкоколейке Дудинка – Норильск повезли в 1937-м грузы для строящегося комбината.


К этому времени в Норильске уже функционировала база отдела технического снабжения металлургического гиганта. К 1940 году в состав конторы входили отдельные грузовые участки труб и металла, крупного электротехнического оборудования и приобъектный склад на Никелевом заводе, были организованы лесобиржи, базы наливных нефтепродуктов. К 1944-му существовали разрозненные отделы. Отправкой грузов занимались пункты перевалки в Красноярске, Игарке, Архангельске, Дудинке. Службы не были объединены в систему, что само по себе не способствовало запросам военного времени: норильский металл был необходим на фронтах Великой Отечественной войны, а росший и мужавший комбинат требовал все больше материальных ресурсов для расширения и реконструкции. И тогдашние руководители комбината Владимир Зверев и Александр Панюков по совету бывшего директора металлургического гиганта Авраамия Завенягина вышли с ходатайством перед Советом народных комиссаров СССР о создании новой структуры.


«Ни одно приличное предприятие, – говорил Авраамий Павлович, – нельзя построить без хорошо продуманной и своевременно оформленной документации, а также правильно запланированного завоза оборудования и материалов».
Дальнейшая история «Норильскснаба» подтвердила правильность этого решения.
В результате 1 января 1945 года в составе Норильского комбината была создана новая структура – «Норильскснаб». Несмотря на все трудности – к примеру, баржи не раз вмерзали в лед Енисея, – все последующие годы для «Норильскснаба» были отмечены бурным ростом. В связи со строительством новых площадок, складов, баз, участков, емкостей для хранения ГСМ возрастал и грузооборот. Но люди выстояли и победили, комбинат получал оборудование и материалы без задержек и в полном объеме. И во многом благодаря своим руководителям – таким как Василий Николаевич Ксинтарис, который руководил «Норильскснабом» с 1948 по 1957 год. Именно ему пришлось с нуля создавать всю структуру материально-технического обеспечения Норильского промышленного района. Именно он сформулировал всю философию, все принципы, положенные в основу этой структуры.


В середине 50-х пришедшие в «Норильскснаб» специалисты-снабженцы внедрили систему нормирования и учета ресурсов, баланса планов производства и потребления. Они возвели систему снабжения в науку, не имеющую аналогов. В 1959 году в складском хозяйстве был смонтирован первый портальный пятитонный кран. Началась контейнеризация и пакетизация грузов. Открытие в 1962-м Талнахского рудного месторождения предопределило перевооружение базы снабжения, рост грузооборота Дудинского порта. В 1967 году в морском порту появился первый 100-тонный плавучий кран. А в ноябре 1970-го впервые из Архангельска в Дудинку пришел дизель-электроход «Гижига». Его трюмы, заполненные грузами для комбината, разгружали семь суток. К этому времени «Норильскснаб» уже был связан с более чем с тремя тысячами поставщиков. Объем грузов за 1970–1975 годы увеличился вдвое. В это время были внедрены современные ЭВМ и система «АСУ-контейнер», усовершенствованы организационная структура и техническая база. В 1978 году в Норильском складском хозяйстве возведены восемь секций трехэтажных складов, четвертая база, расширяется база №5 и база №6 (БИО – база импортного оборудования) – образец складирования и хранения ТМЦ. Этот год памятен и началом круглогодичной навигации: в Норильск поступают материалы, крайне необходимые строящейся «Надежде».
Говоря об этом времени, нельзя не вспомнить легендарную личность – Владимира Всесвятского, которого журналисты окрестили «генералом снабжения». Главным делом своей жизни он считал организацию круглогодичной навигации в Арктике. В 1979 году, во время инцидента на газопроводе Мессояха – Норильск, подготовленная снабженцами в считаные часы документация, размещенные заказы на поставку всего необходимого позволили устранить неполадки, обезопасить город и предприятие.
К середине 80-х «Норильскснаб» – крупное производственное объединение, сложное по структуре и объемам выполняемых работ. В 1989 году был установлен «зимний» рекорд завоза – 327,6 тысячи тонн. Дудинская линия в конце 80-х заняла первое место в отечественном секторе Арктики по объему перевозок. В конце 90-х снабженцы успешно проделывают огромную работу по комплектации и доставке грузов по зимнику на строительство Пеляткинского газоконденсатного месторождения. Созданы самостоятельные подразделения – управление нефтебаз, контейнерных перевозок. А 1 апреля 2000 года на базе «Норильскснаба» в составе Дудинского морского порта было создано предприятие «Складское хозяйство». Спустя почти год, в августе 2001-го, предприятие «Складское хозяйство» было выведено из состава Дудинского морского порта и преобразовано в предприятие «Единое складское хозяйство» (ПЕСХ).
Сегодня ПЕСХ – важная составляющая Заполярного дивизиона. Его подразделения принимают, размещают, обеспечивают сохранность и учет поступающих грузов. Кроме того, работники предприятия контролируют соответствие количества и качества поступающих материальных ценностей условиям договоров поставки. Специалисты ПЕСХ разрабатывают и реализуют мероприятия по обеспечению сохранности материальных ценностей от момента их поступления до выдачи потребителям; внедряют передовые технологии складских работ, типовых проектов складских комплексов, унифицированной нормативно-технической, учетной и иной документации, автоматизации технологических процессов.
Еще в 2002–2003 годах на базе программы «1С» специалисты управления материально-технического снабжения и таможенного регулирования (УМТСиТР) разработали автоматизированную систему складского учета материальных ценностей для ПЕСХ. В 2004-м систему SAP R/3 запустили в работу, тем самым была успешно решена задача минимизации складских площадей, снижения остатков, выделения неликвидов.
Помимо производственной деятельности работники ПЕСХ активно участвуют в общественной жизни города и компании. Так, в 2019 году они внесли свой вклад в благоустройство Норильска, высадили более 100 саженцев. В 2020 году в рамках экологического марафона реализован проект по созданию мастерской по переработке пластика. Кроме того, предприятие на постоянной основе оказывает благотворительную помощь различным организациям и муниципальным учреждениям.
О других юбилярах можно прочитать в нашем проекте «Круглая дата».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.