#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Наш портал продолжает проект, который интересен и полезен всем и каждому. В специальной подборке мы публикуем вопросы, с которыми сталкиваются многие и прилагают немало усилий, чтобы получить на них компетентные ответы. Партнеры нашего проекта – авторитетные в городе эксперты: адвокаты, нотариусы, специалисты в сфере защиты прав потребителей, недвижимости и другие.
Эксперт: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Вопрос: Что предпринять, чтобы сохранить школьнику здоровую осанку?
Ответ: Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц. При правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку. Нормальной осанка считается, если равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, голова расположена ровно и подбородок смотрит прямо.
Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития.
Костная система детей существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Кости ребенка более гибки и эластичны, то есть больше поддаются деформации. Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20–23 годам. Особенно поздно заканчивается формирование костей стоп и кистей.
В течение всего школьного периода костная система у детей остается еще окончательно не сформированной. Первым периодом риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, вторым – период полового созревания.
Неправильное положение тела может привести к патологии систем органов. Изменение осанки способствует деформации грудной клетки, изменению положения легких, снижению объема вдыхаемого воздуха за счет постоянного давления на легочную систему.
Искривление позвоночника бывает трех видов: кпереди – патологический лордоз, кзади – патологический кифоз, боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается.
Приобретенный сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение.
Прогрессированию искривления способствуют неправильная посадка (за партой, столом или у музыкального инструмента), ношение тяжелого портфеля, сумки или рюкзака в одной руке или на одном плече.
Формирование правильной осанки и лечение сколиоза основано на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Их назначают и проводят под наблюдением врача-ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.
Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить богатое витаминами и минералами питание, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры и ежедневную утреннюю гимнастику.
Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой и столом, обеспечивая хорошее освещение рабочего места, отучать от привычки сутулиться.
Всем детям с начальными признаками сколиоза следует строго выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, поддерживающих правильное положение позвоночника, лечебный массаж, плавание.
Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (по руководству доктора медицинских наук Н.Б. Мирской)
- Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.
Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.
Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).
- Упражнения в позиции лежа на животе
Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8–10 секунд.
Поднять выпрямленные ноги вверх на 15–30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8–10 секунд.
«Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8–10 секунд.
- Упражнения для шейного отдела
Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5–10 секунд, повторить 3–5 раз. Дыхание произвольное.
Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.
- Упражнения на четвереньках
Кошечка. Прогнуть-выгнуть спину в поясничном отделе 10–12 раз.
Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8–10 секунд.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.