#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Для производства утеплителя используется сырье из северных недр: базальт и доломит. При этом минвата, сделанная в Норильске, отличается от материковской большей прочностью и долговечностью.
Устаревшую плавильную печь, в которой более 40 лет варили силикатный расплав для минеральной ваты, заменил новый плавильный комплекс, и теперь в цехе минераловатных изделий, электродов и профилирования металла Завода строительных материалов (ЗСМ) Норильского обеспечивающего комплекса (НОК) выпускают свой утеплитель. Пока шли работы по установке новых агрегатов, минвату завозили в Норильск для предприятий «Норникеля» с материка, а это дополнительные расходы.
«Если коротко, то производство минеральной ваты состоит из плавильного комплекса и линии по производству минераловатных изделий. На завод поступают толеитовый базальт и доломит определенной фракции. Они загружаются в плавильную печь, плавятся, далее жидкий расплав выдается на центрифугу. По сути, изготовление минеральной ваты немного похоже на приготовление сладкой ваты. Жидкий расплав на валках растягивается в волокна и постепенно превращается в минеральную вату. Далее на конвейере она полимеризуется под необходимую марку плиты: можно сделать мягкую плиту, жесткую и полужесткую. Также мы делаем прошивные маты. Они отличаются от плит тем, что минвата прошивается металлической сеткой, что создает определенную жесткость и гибкость. Такой мат легко накрутить на трубу и утеплить ее», – рассказал Дмитрий Кочетков, начальник цеха по производству минераловатных изделий, электродов и профилированию металла ЗСМ НОК.
Готовая продукция завода расходится по всем переделам компании «Норникель», расположенным на Таймыре. Материал негорючий, так как, по сути, это камень. Он обладает высокими теплоизоляционными свойствами, легкий, устойчив к воздействиям окружающей среды и экологичен благодаря использованию природных материалов.
«Прежняя плавильная печь была очень габаритной, тяжелой и высокой. Современная более мобильная, компактная и энергоэффективная. У нее быстрая остановка и быстрый запуск. Производительность новой печи такая же, как и у старой: три тонны расплава в час. Этих объемов достаточно, чтобы обеспечивать предприятия «Норникеля» на Таймыре каменной ватой. Она используется на кровлях, в качестве утепления стеновых покрытий, на трубопроводах. В мае мы работали на спецзаказ, делали безфенольную вату. Это отдельный вид продукции, который использовался на котлах кислородной станции», – пояснил Дмитрий Кочетков.
Жирный плюс производства минваты в пользу экономии средств в том, что сырье для нее фактически находится под ногами. Так, например, базальт доставляют с карьера «Скальный» рудника «Кайерканский», а первый пробный доломит пришел с рудника «Мокулаевский».
«Моя работа заключается в том, чтобы подавать расплав на центрифугу. Она разбивает волокно, и затем оно поступает дальше на линию. Самое важное здесь – техника безопасности, а именно обязательная защита от брызг расплава. Главная моя задача – контролировать струю расплава, поскольку от этого зависит качество минваты. Также на качество влияет температура расплава, в идеале она должна быть 1300 градусов. Опыт работы мне позволяет определять температуру расплава визуально: по цвету – он должен быть яркий и насыщенный. Плюс всегда в помощь табло и термометры, показывающие температуру расплава. Главное в моей профессии – понимать расплав, беспрекословно применять средства индивидуальной защиты и соблюдать технику безопасности. И тогда все будет отлично», – поделился Олег Коптюх, оператор установки волокнообразования цеха по производству минераловатных изделий, электродов и профилированию металла ЗСМ НОК.
Такая чуйка у нашего героя развилась за 16 лет работы оператором установки. У Олега Коптюха есть принцип – работать на одном месте. Только так можно стать настоящим профессионалом своего дела. Всего за свой 45-летний трудовой стаж у него было четыре места работы. А начинал он свой трудовой путь в Крыму. В Норильск приехал в 1997 году. Поработал во вневедомственной охране, а затем пришел в компанию «Норникель».
В лаборатории по контролю производства первое, что бросается в глаза, – это прибор для определения королька. С вопросом, что это за птица такая, обращаемся к Виктории Сергеевой.
«Королек – это частицы расплава, в котором мы проверяем содержание неволокнистых включений. Наша лаборатория в первую очередь отбирает сырье для производства минераловатных изделий, чтобы определить химический и фракционный составы. Сырье поступает в печку, и уже оттуда мы отбираем расплав для определения кислотности. Это сказывается на качестве волокна. Также мы берем пробы на определение плотности, содержания органических веществ, волокнистых включений, сжимаемости, влажности и так далее. Если нам не подходит химический состав сырья, то мы его в работу не берем и тогда ищем новое сырье. Обращаем внимание на содержание в базальте и доломите кремния, алюминия, магния, кальция и железа – эти показатели нам важны при производстве минераловатных изделий. Совсем недопустимы примеси формальдегида, кальциина. Это оказывает сильное влияние на качество расплава», – пояснила Виктория Сергеева, начальник лаборатории по контролю производства теплоизоляционных, строительных материалов и остеклованной продукции ЗСМ НОК.
Проверка минеральной ваты на качество осуществляется с помощью сушильного шкафа, муфельной печи, весов, линейки. Не обойтись и без сита, ступок, пестиков. Набор приборов, по сути, как в обычной химлаборатории. Высокое качество минеральной ваты характеризуется устойчивостью к агрессивным условиям окружающей среды и климатическому воздействию. Отбор проб для проверки химических свойств минваты проводится раз в три дня и по требованию начальника смены. Физические показатели проверяются каждую смену.
На заводе трепетно относятся к качеству изготавливаемой продукции, и если она получает паспорт качества, то это говорит, что все сделано на совесть. Готовая продукция поступает на склад, а оттуда уже заказчикам.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.