#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Машинист ПДМ Валерий Соскиев на руднике «Маяк» работает уже 23 года, из них 17 лет он бригадир на своем участке.
Валерий Соскиев, машинист ПДМ 6-го разряда, на руднике «Маяк» – с 2001 года. Начинал горнорабочим, затем без отрыва от производства окончил курсы машинистов и вот уже 23 года работает на одном месте. Сегодня он бригадир, так решила его бригада.
«В Норильск из Владикавказа я приехал, можно сказать, из любопытства. Здесь очень много моих земляков, которые приезжая в отпуск в Осетию, рассказывали о том, какой это замечательный город, какие здесь добрые и отзывчивые люди, вот я и решил посмотреть своими глазами, – рассказывает Валерий Владимирович. – Устроился работать на «Маяк» горнорабочим, затем в нашем корпоративном университете в 2005 году обучился на машиниста ПДМ. Практические премудрости профессии осваивал в забое, под руководством своего замечательного наставника Ибрагима Шамахова, который учил меня азам профессии, щедро делился опытом, за что я ему очень благодарен. Вначале работал по 5-му разряду, а теперь у меня уже 6-й. Кроме того, я вот уже почти 17 лет, с 2007 года, бригадир на своем участке. Бригадирами у нас не назначают, а выбирают всем коллективом, и я горжусь, что заслужил такое доверие своих коллег. Но это и большая ответственность. Я должен не только лучше всех работать, но и быть во всем примером для своих подчиненных».
Профессия машиниста погрузочно-доставочной машины в Заполярном филиале не только одна из самых востребованных, но и одна из самых сложных, они ведущее звено в цепочке работ по добыче полезных ископаемых. За смену Валерий Соскиев отгружает 40–50 ковшей руды. В зависимости от ее состава каждый тянет тонн на десять, за один рабочий день выходит примерно 500 тонн. Из этих сотен и получаются те миллионы тонн горной массы, которые ежегодно выдают рудники «Норникеля». Не просто управлять ПДМ в условиях «подземки»: помимо разгрузки-погрузки надо еще и следить за состоянием крепи в горных выработках, за транспортировкой и разгрузкой горной массы в рудоспуск и вагоны. Кроме управления машиной машинист должен еще знать устройство и технические характеристики, систему управления ПДМ, чтобы при необходимости устранять неисправности. Кроме того, необходимо знать основные элементы применяемых систем разработки месторождения полезных ископаемых, схемы вентиляции и так далее.
«А еще наша профессия требует смелости, трусам в шахте не место, – подчеркивает Валерий Соскиев. – Но и бесшабашная храбрость никому не нужна. Надо всегда соблюдать правила безопасности и помнить, что тебя ждут дома».
Сегодня «Маяк», первенец Талнаха – рудной столицы России, обновляется, строятся новые объекты инфраструктуры, поверхностные и подземные, расширяется добыча вкрапленных руд. И машины становятся все сложнее, обеспечиваются телеметрией. В этом году на руднике «Маяк» введен уникальный модуль предотвращения наезда – он автоматически замедляет и останавливает технику при попадании сотрудника в зону работы погрузочно-доставочных машин.
«Также весь парк погрузочно-доставочных машин оснащен камерами в кабинах. Видеорегистраторы способны поддерживать до восьми каналов камер и интеллектуально выполнять сложные задачи, включая функции аналитики, такие как действия машиниста (закрытие камеры, усталость, наличие отвлекающих факторов), – отмечает Владимир. – Это повышает самодисциплину и впоследствии позволяет при необходимости выяснить причину того или иного инцидента».
Обновление и модернизация требует и от машинистов постоянного повышения квалификации. Мастерство приходит с опытом, и во многом успешность в профессии зависит от наставников.
«У нас на руднике наставничество очень развито, – подчеркивает Валерий Владимирович. – Опытные машинисты обучают молодых, и не только, секретам профессии, а также основам безопасности, при нашей опасной работе это превыше всего. Я и сам постоянно обучаю молодежь. В свое время учили меня, теперь я делюсь опытом, должна быть преемственность поколений. К тому же я бригадир, а это значит, за все, что происходит на участке, в ответе».
Кстати, в 2020 году в конкурсе профмастерства на звание «Лучший машинист ПДМ» Валерий Соскиев занял первое место. И с тех пор «Маяк» никому не уступает первенства. Из года в год машинисты ПДМ рудника в конкурсах профмастерства стабильно возглавляют тройку призеров. Вот и в 2023 году Денис Кудрявцев, машинист с участка Соскиева, стал лучшим машинистом ПДМ среди работников Заполярного филиала.
Наш разговор с бригадиром Соскиевым состоялся в преддверии Дня горняка. Накануне праздника, поздравляя своих коллег, Валерий Владимирович отметил:
«Уверен, у нашего «Маяка» большое будущее. Рудник был, есть и остается одним из основных предприятий в горнорудной цепочке «Норникеля». А всем горнякам в преддверии праздника желаю крепкой кровли над головой и здоровья. А еще желаю нам сплоченности, чтобы всегда между нами было взаимопонимание. Мы, горняки, должны держаться друг друга, потому что один в поле не воин», – подчеркнул Валерий Соскиев.
О других линейных руководителях, которые трудятся на предприятиях «Норникеля», читайте в нашем проекте «Линейные капитаны».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.