#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН) совместно с консультационной компанией «Гекон» проанализировал структуру грузопотока по СМП в 2023 году.
Из общего объема в 36,3 миллиона тонн 56 процентов составил сжиженный природный газ (СПГ), 21 процент – нефть, 9 процентов – генеральные грузы. Данные исследований опубликовали «Морские вести России».
82 процента грузопотока пришлись на внешнеторговые перевозки. При этом 73 процента грузоперевозок осуществлялись в западном направлении. В основном это был СПГ, направлявшийся в Азию преимущественно через европейские порты (16,8 миллиона тонн).
В восточном направлении СПГ перевозили из морского порта Сабетта в КНР (2,7 миллиона тонн). Кроме того, на восток шли грузы для проектов, которые на трассе СМП осуществляют «Норникель», «НОВАТЭК», «Роснефть», «Северная звезда».
В Китай везли нефть, составившую основной объем транзита, – 1,5 миллиона тонн из 2,1 миллиона тонн. Значительная доля транзита пришлась на железорудный концентрат – 350 тысяч тонн, контейнерные перевозки в общем объеме транзита составили всего семь процентов. Между тем СМП должен стать привлекательным маршрутом не только для торговли углеводородами со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), но и контейнерных перевозок за границу и в транзитных направлениях.
В 2018 году правительство наделило «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора СМП, и он вместе с партнерами приступил к созданию арктической контейнерной линии. В рамках этого проекта в 2024 году в Мурманской области началось строительство контейнерного терминала «Западный транспортно-логистический узел» (ЗТЛУ), в создание которого будет инвестировано 44,5 миллиарда рублей.
Транспортно-логистический узел позволит осуществлять перевалку грузов контейнеровозами ледового и неледового класса. В использовании СМП для контейнерных перевозок объективно заинтересована Азия, и китайские компании уже проявляют интерес к участию в создании арктической контейнерной линии.
Большие перспективы возлагаются на строительство в Мурманской области, в Кольском заливе, глубоководного порта Лавна, способного принимать крупнотоннажные суда. Внешэкономбанк (ВЭБ) выделил 12,9 миллиарда рублей на возведение в порту угольного терминала мощностью 18 миллионов тонн, что существенно увеличит грузопоток по СМП. Там же появится многофункциональный комплекс по перевалке минеральных удобрений, нефтепродуктов и контейнерных грузов из европейской части мощностью до 30 миллионов тонн в год, что также будет способствовать развитию контейнерных перевозок и расширению грузовой базы СМП.
«Ключ к развитию СМП лежит в повышении его грузопотока, объем которого должен приближаться к намеченным ранее целевым ориентирам, а к 2030 году достичь 150 миллионов тонн. Для этого необходимо, чтобы правительство РФ потребовало от компаний выполнения своих обязательств, независимо от их коммерческих соображений. Но и компании, участвующие в реализации инфраструктурного проекта огромной стратегической важности для страны, должны не только получать новые возможности и преференции, но и чувствовать ответственность за его успех», – пишут «Морские вести России».
Ранее «Северный город» писал об участии сотрудников Заполярного госуниверситета в работе Арктической плавучей экспедиции. В Мурманском транспортном филиале «Норникеля» прошел турнир по баскетболу на борту сухогруза «Талнах».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.