#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Выставкой к 90-летию со дня рождения человека, который, по его словам, не собирался стать писателем, а, по оценке современников, вошел в число лучших и знаменитых, Культурный фонд Михаила Жванецкого начинает юбилейный выездной фестиваль.
Первой площадкой одного из мероприятий фестиваля «Портфель Жванецкого» северный город стал благодаря «Норникелю», стремящемуся к тому, чтобы Норильск превратился в культурную столицу Заполярья. Куратор проекта Дмитрий Буткевич, принимавший в театральном фойе гостей вернисажа, запомнился норильчанам еще со времен «Космического десанта» (в 2016-м он вместе с Валерией Галлай при участии компании привозил в Норильск эпохальную выставку современного искусства, посвященную 55-летию первого полета человека в космос).
Выставочный проект «Михаил Жванецкий: Я шел своей дорогой» – тоже «десант». Десант тех, кто внес «большой вклад в отечественную культуру и искусство». С такой формулировкой Жванецкому в 2019-м был вручен второй орден «За заслуги перед Отечеством» (III степени). Под стать юбиляру и все его друзья-художники, они же сценаристы, мультипликаторы, Резо Габриадзе, Юрий Норштейн, Франческа Ярбусова, чьи произведения также представлены на выставке.
Директор Норильского Заполярного театра драмы Ирина Куцая открыла экспозицию словами приветствия в адрес ее первых посетителей, напомнив о том, что у Михаила Михайловича Жванецкого было звание народного артиста России:
«Великий мастер слова, 17 лет «дежуривший по стране», для того чтобы мы с вами не теряли веру в жизнь… Так и хочется сказать: «Добро пожаловать, Михаил Михайлович! Хотим предоставить вам слово…» К сожалению, сегодня это уже невозможно…»
Известный российский искусствовед Дмитрий Буткевич сообщил пришедшим в театр на открытие выставки, что они с Валерией Галлай получили документальное доказательство того, что Михаил Михайлович был в Норильске с двумя концертами весной 1997 года. Косвенное подтверждение этому, по его словам, находится в экспозиции. Это рисунок «Миша в тундре» Резо Габриадзе, иллюстрировавшего практически все книги Жванецкого. Художник изобразил друга на фоне карликовых березок. Естественно, с портфелем.
Рисункам Резо Габриадзе, в свое время подаренным Жванецкому, отведен отдельный раздел. Еще один посвящен иллюстрациям знаменитого мультипликатора Юрия Норштейна и его жены Франчески Ярбусовой для готовящейся к выходу книги Михаила Жванецкого о животных. Дмитрий Буткевич обратил внимание гостей вернисажа на то, что они видят эти работы первыми.
Особый интерес у зрителей вызвала подборка фотографий из семейного архива Жванецких. Детские снимки с родителями. Юношеские – с друзьями после окончания Одесского института инженеров морского флота, где будущий инженер-механик не только молод, но и удивительно красив.
В начале карьеры в Ленинградском театре миниатюр у Аркадия Райкина. С мэтром. С Виктором Ильченко и Романом Карцевым. На каждом снимке – узнаваемые и очень знаменитые люди.
Не менее увлекателен и раздел с рукописями писателя. Читая их, можно проследить процесс рождения известных произведений. Но есть среди рукописей и неизвестные. И не произведения. Например, меню того, что должна была готовить Наталья Валерьевна Жванецкая. На каждый день – три первых блюда. И часто – раки…
Завершает экспозицию инсталляция со знаменитым портфелем «дежурного по стране». С ним Жванецкий выступал не только по телевидению. Портфель отца стал его талисманом и дал название юбилейному фестивалю. Инсталляцию изготовили в Норильском Заполярном, за что организаторы проекта (и от лица основателя Культурного фонда Натальи Жванецкой) Дмитрий Буткевич отдельно благодарил театр.
Инсталляция стала местом особого притяжения первых зрителей. Многие с нее начинали осмотр и потом не раз к ней возвращались. Не так давно мы смеялись над этими текстами вместе с их автором, слушая их по телевизору, на концертах, в записях на дисках, а еще раньше на магнитофонных пленках: «Мы смеемся вместе. Вы смешите меня, потом этим же я смешу вас. Приятно, что мои рассказы стали привлекать публику, для чего большое значение имеет интонация. Мы так и жили все эти годы: говорили одно, думали другое, пели третье. Опровергали слова жестом, придавали другой смысл интонацией, и самому хотелось уцелеть и сохранить сказанное». Этой цитаты нет среди «опубликованных» в инсталляции. Они из предисловия автора к пятитомнику его произведений 2007 года, которое заканчивается словами: «Если трудно будет читать, мой голос поможет вам, как вы помогали мне все мои трудные годы». Это же можно сказать и о выставке.
Ранее «Северный город» сообщал о премьере шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» в Норильской драме.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.