#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Молодой ученый Андрей Бородин в лаборатории медного завода занимается уникальным исследованием противопригарных покрытий, которые предназначены для предупреждения приваривания анодов к изложницам и уменьшения износа изложниц во время розлива анодной меди.
Значимость исследований Бородина в должной мере, наверное, могут оценить металлурги и все те, кто тесно связан с производством металла. А говорить о превращении руды в металл Андрей может часами – этой темой он увлечен с детства.
«Я родился и вырос в Талнахе, – рассказывает молодой ученый. – Как вы знаете, город окружают рудники. Взять тот же «Маяк», где в горных отвалах во времена моего детства руда блестела на солнце, словно лед. Мне всегда было интересно, как добывают руду, как из нее получают металл, а если человеку интересно, он пытается узнать об этом как можно больше. Одно время я мечтал быть геологом, искать подземные сокровища, открывать новые месторождения. Однажды мне в руки попалась книжка, называлась она «Сказка о северном сиянии», с популярным в то время Никелькой. Прочитав, я заинтересовался: как из руды получается металл, как происходят все эти процессы, поэтому после школы поступил в Норильский индустриальный институт по направлению «металлургия цветных металлов». Металлургия еще и потому, что направления по геологии, к сожалению, не было».

Кстати сказать, в семье у Бородина металлургов нет. Мама – преподаватель музыки, а отец и дед заняты в электрике и энергетике. Казалось бы, парню прямая дорогая в электрики, но нет – он стал металлургом.
«Ни музыканта, ни электрика или энергетика из меня не получилось бы, я даже не задумывался об этих профессиях, – улыбается мой собеседник. – Спасибо родителям, они во всем меня поддерживают. И во время учебы в НИИ (ныне ЗГУ) я только укрепился в правильности своего выбора, к тому же там мне удалось познакомиться с замечательными преподавателями, которые передавали нам, студентам, большой объем знаний и опыта. Среди них были специалисты Заполярного филиала «Норникеля», которые теперь стали коллегами».
После окончания НИИ Андрей продолжил образование в Сибирском федеральном университете, в институте цветных металлов и материаловедения, и параллельно начал работать в центре инженерного сопровождения производства (ЦИСП) Заполярного филиала.

«Я работаю в лаборатории по очистке и утилизации газов, которая сопряжена с процессами по утилизации промышленных выбросов Медного и Надеждинского металлургического завода, где получают серную кислоту, элементарную серу и реагент для обогатительных фабрик – раствор бисульфита натрия. Это очень интересная и нужная работа, – подчеркивает Бородин. – Здесь на практике я узнал об изменении состава и о видах сырья, о внедрении новых технологий, об инженерном сопровождении стабильного технологического процесса в целом».
Два года Андрей занимался исследованием реконструкции плавильного цеха Надеждинского металлургического завода.
«А если точнее, замены комплекса печей взвешенной плавки и обеднительных электропечей на комплекс «Обжиг сульфидного медно-никелевого сырья в печах кипящего слоя – плавка в рудотермических электропечах», – продолжает разговор Андрей Бородин. – Теоретически нововведение позволило бы перерабатывать сырье с более низким содержанием серы, поскольку в сырье, подаваемом в существующие печи, наблюдается снижение ее содержания».
После магистратуры Бородин продолжил обучение в аспирантуре Заполярного госуниверситета и в всерьез занялся наукой. В ближайшей перспективе – защита кандидатской диссертации.
«Я выбрал направление «Металлургия черных, цветных и редких металлов». Мой предыдущий наставник и руководитель Александр Иванович Юрьев натолкнул меня на идею исследования противопригарных покрытий, которые применяют во время отливки анодной меди в процессе огневого рафинирования, – поясняет молодой ученый. – Суть в том, что расплавленный металл разливают в форму – изложницу, отлитую из той же анодной меди. При отсутствии покрытия медь приваривается к форме так, что извлечь ее оттуда уже невозможно. Сейчас в качестве покрытия используют шамотный мертель – порошок бело-серого цвета, содержащий в основном оксиды алюминия и кремния (Al2O3 и SiO2)».
Решили подобрать другой состав покрытия, обладающий лучшими характеристиками. Провели испытания с экспериментальным покрытием – порошком оксида меди со связующими – мездровым клеем и карбометилцеллюлозой. Однако эксперимент не увенчался успехом из-за низкой адгезии покрытия к форме и длительного периода высыхания смеси раствора клея и порошка оксида меди. Но это не повод для разочарования, решил молодой ученый, это толчок идти вперед, еще больше работать, искать и не сдаваться:
«Вместе с моим нынешним научным руководителем Леонидом Владимировичем Крупновым, главным металлургом Заполярного филиала «Норникеля», начальником управления технологического планирования и контроля научно-технического департамента, мы стали прорабатывать новую стратегию. Параллельно на медном заводе проходили испытания покрытия на основе графита от самарского производителя – «Литоформ» марки 900 для отливки цветных металлов и сплавов. Покрытие показало хорошую эффективность при отливке анодов: сниженный удельный расход, улучшенная структура полотна и почти полное отсутствие на анодах остатков покрытия».

Для выхода на защиту Андрею необходимо исследовать уже имеющееся покрытие – шамотный мертель, «Литоформ», а также новый экспериментальный состав – на зависимость перехода частиц покрытия на медную отливку от их толщины на изложнице и состава самого покрытия.
«Отливка меди, которая далее подвергается электрорафинированию, изучена не в полной мере, поэтому мне есть куда двигаться в этом направлении», – уверен Андрей Бородин.
О металлургии Андрей может говорить часами, а вот на вопросы о личной жизни, об увлечениях вне работы его ответы коротки:
«Я хочу состояться в избранной профессии. Мне интересно заниматься наукой в практических условиях, то есть не где-то в НИИ сидеть, а здесь, на производстве, где за стенами лабораторий производят металл и утилизируют отходящие газы, где можно сразу, на месте, проверить какие-то свои идеи, – признается Бородин. – Конечно, я планирую защитить кандидатскую диссертацию, но не планирую отрываться от «земли». Пока я не представляю, что будет со мной через десять лет, но сегодня мне интересно жить и работать в Норильске. Из Талнаха я перебрался в Оганер, поближе к Норильску, потому что задумываюсь об устройстве личной жизни. Иногда, когда позволяет время, хожу в театр, на выставки, в кино. Люблю именно драматические постановки, все-таки балет и опера – это не совсем мое, а вот драма…»

В отпуске Андрей любит путешествовать, объездил большинство крупных городов России. Ему интересно наблюдать, как живут люди на материке, сравнивать жизнь в родном городе и там.
«Мне нравится, что Норильск постепенно преображается, поэтому надеюсь, что он станет образцовым городом Арктики, где каждый сможет чувствовать себя комфортно, даже живя на Крайнем Севере».
О других молодых специалистах компании «Норникель» читайте в нашем проекте «Норильский старт».