#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Корпоративный университет «Норильский никель» 15 лет помогает компании управлять компетенциями и знаниями сотрудников, является проводником ценностей «Норникеля».
По словам ректора – руководителя управления обучения и развития департамента кадровой политики компании Романа Чураевского, коллектив корпоративного университета сформировал серьезную экспертную базу, без которой невозможно было бы заниматься профессиональной подготовкой в условиях острого дефицита ресурсов на рынке труда и тем более внедрять опережающее обучение.
«В стратегии развития университета записано, что это наша долгосрочная цель. Не просто профподготовка – опережающее обучение, – рассказывает Роман Чураевский. – Назначение ректора руководителем управления обучения и развития – это серьезный эволюционный шаг: этим назначением мы сложили всю повестку обучения – профессиональное обучение и развитие корпоративных компетенций – в одну структуру и выстраиваем общую систему. При этом смотрим, как HR-функции (human resources, человеческие ресурсы. – Ред.) могут помочь бизнесу в развитии человеческого капитала».
– Основная часть ваших программ направлена на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих, верно?
– В компании «Норникель» более 500 профилей должностей, и почти каждый имеет уникальный набор знаний, навыков, компетенций. Обучающие программы предназначены и для руководителей, и для специалистов. Для топ-менеджеров, например, это программа «Энергия изменений», недавно прошел ее первый модуль на базе Сберуниверситета. Я хочу сказать, что все сотрудники «Норникеля» по всем функциями оказываются в позиции обучающегося: неважно, ты в шахте трудишься, на металлургическом заводе, занят в функции управления персоналом или финансами. У всех есть профкомпетенции, и все проходят оценку.
– Роман Владимирович, поясните на примере того же машиниста погрузочно-доставочных машин?
– Программа расшивается на разные компетенции, которыми он должен обладать. Например, промышленная безопасность плюс корпоративные компетенции, и это все должно складываться в определенный набор, с одной стороны, уникальный, с другой – универсальный. Нам надо найти сквозные параметры, чтобы добиться унификации, и человек, переходящий с позиции на позицию, всякий раз не переобучался с азов, а получал добавочные знания.
Сейчас мы раскручиваем проект «Профкомпетенции». Он состоит из разных наборов: это может быть несколько дистанционных курсов, очный модуль, встроенное тестирование, по результатам которого сотрудник подтверждает, что он прошел обучение.
– Форма экзамена тоже меняется?
– Актуализируется. Университет начал использовать дистанционный контроль испытаний – прокторинг. Это онлайн-тестирование, во время которого за сотрудником следит камера: она смотрит, что человек делает в те минуты, когда отвечает на вопросы. Списывает, звонит другу или вполне самостоятельно находит варианты ответа. Автоматизированная система с искусственным интеллектом позволяет нам делать срез, и сам экзаменуемый, увидев свои результаты, избавится от сомнений, если они были, в необходимости пройти дополнительную профессиональную подготовку или переподготовку в корпоративном университете.
– Компания «Норникель» объявила о расширении географии найма сотрудников, для чего в поддержку норильскому центру открыла офисы подбора кадров в Орске и Уфе. Соискатели из этих центров тоже обучались у вас?
– По процедуре трудоустройства новички точно попадают в корпоративный университет, потому что они должны пройти подготовку и получить допуски на работу. За прошлый год мы прокачали 7,5 тысячи таких допусков.
– Преимущественно дистанционно?
– Да, объем онлайн-обучения растет, и это закономерно. При той численности сотрудников, которых планируют нанимать производственные площадки, без него невозможно обойтись. Для преподавателей корпоративного университета скорость – это принципиальный критерий. Компания «Норникель» принимает любую форму дистанционного взаимодействия, если она показала свою эффективность. Мы посчитали, что, если не поменять подходы к обучению, придется утроиться по площадям и количеству преподавателей, чтобы встретить новую производственную программу «Норникеля». Поэтому сейчас университет взялся за такое направление, как создание диджитал-пространства, и задача будет состоять именно в формировании новой образовательной среды. В корпоративном ли университете или в кампусе, который скоро построят для нас в Талнахе, или на онлайн-платформе.
У нас развернулась еще одна дополнительная повестка: работа с вузами, средними специальными учебными заведениями, общеобразовательными школами: начинаем готовить специалистов «с младых ногтей». Например, мы заходим в образовательные программы горного дела и металлургии Заполярного государственного университета, ищем несоответствие с профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в «Норникеле», и дополняем недостающими параметрами вузовские программы. Это серьезная работа, выполнить которую можно только при тесном сотрудничестве компании и обоих университетов. «Норникель» как заказчик комплексно решает задачу подготовки специалистов, в данном случае горного дела и металлургии, инвестируя в оборудование, оснащение лабораторий, строительство кампуса для студентов и преподавателей.
– Учредитель выделяет деньги и на развитие самого корпоративного университета. До недавнего времени у вас было три площадки: учебный корпус на улице Талнахской, подземный полигон на шахте «Ангидрит» рудника «Кайерканский», учебно-производственная база на одной из площадок «Норильскникельремонта». Теперь их больше.
– Да, мы построились в Мончегорске: отремонтировали старое здание, которое несколько лет не эксплуатировалось, открыли здесь шесть учебных и один компьютерный класс, конференц-зал, лабораторию бережливого производства, где проводятся теоретические и практические занятия. У филиала есть отделение в городе Заполярном.
Интеграция Кольской площадки происходит почти два года, образовательную деятельность там продолжается около полутора лет. Но еще не все организационные вопросы решены. Нужно выстроить центр экспертизы, для того чтобы филиалы четко понимали, где их функциональная привязка, были преемниками, представителями корпоративного университета на другой площадке. Их будет еще больше. Как я уже говорил, скоро мы построимся в Талнахе: здесь возле здания общего центра обслуживания на улице Горняков появится университетский кампус.
– Сколько сейчас слушателей получают у вас профессиональную подготовку?
– В прошлом году их было почти 80 тысяч. План, сформированный заказчиком на 2022 год, составляет более 90 тысяч человек. Столько потребителей программ университет должен обучить и переобучить.
– Есть ли такие профессии в компании, для которых вы не разрабатываете образовательные программы?
– Это уникальные профессии, например лифтер. Поскольку в год надо обучить два-три человека, здесь, как и в других подобных случаях, мы выступаем агентом компании и покупаем эту услугу. Скажу, что сегмент консалтинговых услуг будем раскручивать. И что корпоративный университет – организация, которая может подобрать заказчику лучшее решение в сфере профессионального обучения. Преимущественно своими программами, преподавателями и ресурсами, а в случае, когда мы не имеем компетенции, наши эксперты находят релевантную качественную услугу на рынке и организуют процесс обучения.
Ранее «Северный город» рассказывал, как в корпоративном университете «Норильский никель» проходило обучение для сотрудников подразделений по подбору персонала из четырех РОКС компании.
А также о ежегодном университетском конкурсе профессионального мастерства на звание «Преподаватель года».
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.