#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Сбор участников конкурса состоялся внутри исторического здания железнодорожного вокзала, в основном музее, где все напоминает о героических этапах создания уникальной островной трассы, входящей в тройку самых северных железных дорог. Из-за таяния весенних снегов и летне-осенних дождей дорожное полотно на вечной мерзлоте проседает, и это они, оранжевые жилеты с путейскими молотками в руках, поддерживают дорогу в рабочем состоянии. В конкурсе «Лучший по профессии – монтер пути» приняли участие сотрудники Предприятия технологического железнодорожного транспорта.
«Монтер пути – значимая для «Норникеля» профессия, это физический труд и сложные погодные условия. В ней остаются самые крепкие, слабые уходят», – подчеркнула Алена Шукшина, куратор проекта «Академия наставников», в рамках которого проводится конкурс.
Кроме традиционных наград победителям (50, 30 и 20 тысяч рублей за 1, 2, 3-е места) спикер пообещала вручить от «Академии» специальный приз тому, кто одним ударом забьет костыль в шпалу. По условиям конкурса на забивку костыля полагалось пять ударов путейским молотком.
Костыль – тяжелый гвоздь длиной больше 16 сантиметров, вес путейского молотка – три кило, но все участники конкурса – молодые, крепкие, веселые парни, среди которых много бородатых. «В бороде теплее», – поясняет самый веселый из бородачей Абдулла Абдуллаев, вытянувший при жеребьевке первый номер. И рассказывает историю, как однажды работал в минус 46 с ветром. Борода бородой, но на лицо надета еще и балаклава – защитный мягкий шлем. Надежный зимний костюм, обувь, рукавицы – все в наличии.
Впрочем, задание конкурса связано с летними работами. Рядом с музеем под открытым небом ПТЖТ к конкурсу специально выстроили несколько коротеньких веток железнодорожного пути для практической части. На асфальте разложили все необходимые инструменты и запчасти. Задание для конкурсантов – выполнить как стыковое крепление двух рельсов между собой, так и промежуточное, прикрепляющее рельсы к шпалам.
«Первый этап конкурса – это замена изолированных накладок на стыке, – поясняет главный инженер службы пути Роман Костев, он же председатель конкурсной комиссии, – второй – смена двухвитковых пружин на подкладке клеммного скрепления, третий – забивка костыля. В первую очередь мы обращаем внимание на правильность выполнения работ, затем на технику безопасности и время».
Еще один член конкурсной комиссии Максим Подкопаев, начальник участка пути №3, называет две точки, между которыми монтеры пути ведут выправку полотна и очистку от снега: от Дудинки и до поста Октябрьский на 130-м километре. На деле, учитывая количество веток на станциях, получается 300 с лишним развернутых километров.
«У меня участок – это три рабочих отделения плюс шлакоотвал, ПЕСХ, база №2, №4… Большое количество километража», – перечисляет Максим.
Он и сам когда-то держал в руках и тяжелый путейский красный молоток, и клеммный ключ – начинал трудовую биографию монтером. Говорит, что трудно только поначалу.
«Первые полтора месяца тяжело, потом автоматом все идет, вливаешься в колею, – подтверждает участник конкурса Юрий Чех. – Ничего сложного, самое главное – понимание того, чем занимаешься. Хорошо работается, когда коллектив хороший, веселый, а все пацаны у нас добродушные, с чувством юмора. Дорога на Крайнем Севере дышит, особенно по весне-осени это видно, вымывает весь балласт. Подымает путь, разгоняем, перешиваем, чтобы все в колее было правильно. Зимой к стрелочному переводу подходишь, его нет, один флажок торчит, но, когда морозы, полчаса работаешь, полчаса отдыхаешь, а обогрев всегда есть».
Еще один участник конкурса Кирилл Бурлака имеет отношение не просто к уникальной Норильской железной дороге, но и к уникальному Дудинскому порту – единственному в мире, где каждый год перед паводком убирают подальше от речной стихии краны и все хозяйство, разбирают железнодорожные пути, а затем все возвращают на свои места.
Кирилл трудится в Дудинском железнодорожном цеху ПТЖТ. После паводка он принимает участие в восстановлении своей станции:
«До станции тоже вода добирается. Станция в порту передвижная, ее поднимают, ставят на платформу и увозят на Сортировку».
Кирилл из числа монтеров-бородачей, говорит, лень бриться, да и некогда стало: ребенку десять месяцев. Свою работу считает располагающей к веселью (!), потому все время в движении, народ вокруг остроумный, сыплют шутками, не забывая про дело. К зимним морозам у Кирилла отношение стоическое:
«Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. А мы тоже сибиряки, только северные. Что тут говорить про лето: воздух в Дудинке чистый, работать на природе – в удовольствие, в выходные можно отправиться за грибами-ягодами, на рыбалку».
Кроме выполнения практической части участники конкурса традиционно ответили на вопросы по охране труда, поставили нужные галочки в тестовых заданиях по теории.
Жюри подвело итоги: 1-е место у Захара Клиновского, 2-е получил Равиль Праздников, 3-е – Анатолий Колобов.
Забить костыль в шпалу с одного удара не удалось никому, но монтер пути Балабег Алирзаев сделал это с двух ударов, за что был отмечен небольшим корпоративным подарком «Академии наставников».
Ранее мы писали о конкурсе мастерства аппаратчиков-гидрометаллургов, о конкурсе пожарных, конкурсе водителей вилочного погрузчика.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.