#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Система единого окна для заказа автотранспорта на предприятиях «Норникеля», введенная как эксперимент в 2018 году, заработала в полную силу. Ввиду удобства пользования системой формат показал высокие темпы роста потребности предприятий в транспорте. Об этом «Северному городу» рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации ООО «Норильскпромтранспорт» Виктор Гончаров.
– Виктор Анатольевич, механизм единого окна для упрощения и повышения эффективности и действенности процесса сегодня внедряется по всему миру. А как появилась эта идея у нас?
– На самом деле идея эта появилась не вчера, но тот вариант, который мы сейчас воплощаем в жизнь, инициирован в 2018 году. Дело в том, что раньше каждое подразделение компании, каждый РОКС имели собственный парк техники, часть которой была со значительным сроком эксплуатации. Тратить деньги на ее модернизацию и восстановление зачастую смысла не имело. Предприятия несли убытки. Помимо этого, они вместо выбывшей из строя техники привлекали внешних подрядчиков, что приводило к дополнительным затратам. В итоге было принято решение передать машины в ЦАТК и к нам, в «Норильскпромтранспорт», для более эффективной организации работы транспортного комплекса – с привлечением внешнего исполнителя в рамках аутсорсинга, взамен неисправной техники.
– Каким образом произошло разделение?
– Техника, переданная в ЦАТК, связана непосредственно с горнодобывающим комплексом и обогащением – это крупные карьерные самосвалы, бульдозеры большого класса, карьерные экскаваторы, грейдеры и так далее. Все остальное было передано ООО «Норильскпромтранспорт»: автомобильные, стационарные, самоходные краны, дорожно-строительная техника на гусеничном и пневмоходу, экскаваторы с объемом ковша до четырех кубических метров, грузопассажирская, пассажирская различного класса, а также грузовая техника грузоподъемностью от 39 до пяти тонн. Что касается легкового парка, то это юрисдикция предприятия Заполярного филиала «Нордтранс-Норильск».
– Какие предприятия стали участниками технологии единого окна?
– Последним в списке передавших нам свою технику стало ООО «НТЭК». И уже с 1 января 2019 года все переделы компании заказывают автотранспорт через «НПТ» – а это 99 процентов всех предприятий.
– Каким образом организован процесс работы?
– У нас появился внешний исполнитель, который выступает в роли субподрядчика. На его долю приходится объем заказов, на сегодня равный производственной программе «Норильскпромтранспорта», то есть 50 процентов услуг осуществляет «НПТ» и столько же – внешний исполнитель.
– Насколько удобна эта система для предприятий?
– Как показывает практика, те объемы работ, которые нужно выполнять сегодня заказчику, настолько велики, что в рамках одного предприятия содержать весь необходимый парк машин в принципе невозможно. Возьмем, к примеру, НТЭК. Раньше там была так называемая дежурная техника, связанная прежде всего с проведением аварийных или профилактических работ на линиях электропередачи. Однако в определенных случаях предприятие все равно прибегало к услугам внешнего исполнителя, проводило тендерные процедуры. Заказы делались в разных организациях. А сегодня в рамках единого окна всю технику можно получить у нас. Недостающую технику берем у субподрядчика, то есть внешнего исполнителя, предварительно организовав тендерные процедуры.
– То есть предприятия лишены этой головной боли…
– Все верно. Более того – в результате создания единого окна произошло высвобождение материальных и людских ресурсов. Нет больше затрат на содержание зданий и сооружений, в частности гаражей. У той же НТЭК аварии случаются не каждый день, а технику нужно содержать. Предприятие несло затраты независимо от того, работает техника или стоит. А сейчас другая ситуация. Если определенная техника не задействована НТЭК, то ее берет, например, «Норильскникельремонт» или какая-то другая организация. Задача «Норильскпромтранспорта» – обеспечить технику фронтом работ, чтобы она не простаивала и приносила прибыль.
– То есть можно говорить об эффективности производственного процесса.
– Однозначно. По объемам мы выросли значительно: в сравнении с 2018 годом в 2019-м бюджет предприятия в денежном выражении увеличился на 42 процента. А в 2020 году по отношению к 2018-му рост составил уже 49 процентов, еще через год – 99 процентов. По сдельным перевозкам в 2019 году отмечается увеличение на 9 процентов, а в 2020-м – уже на 14 процентов. Что касается повременных услуг, то в 2019-м они выросли на 50 процентов, а спустя год – на 78 процентов по отношению к 2018-му. Кроме этого у нас существуют еще подрядные работы, то есть все, что связано с гидротехническими сооружениями обеих обогатительных фабрик. Мы участвуем в ремонтно-восстановительных работах, объем которых в денежном выражении по отношению к 2018му вырос за год на 20 процентов, а в 2020-м – на 47 процентов. Кроме того, упростилась процедура взаимодействия с заказчиком.
– Каковы перспективы такого подхода?
– Как бы нам ни хотелось, ответственность и производственная дисциплина внешнего исполнителя иногда ниже, чем у работников «НПТ» и других подразделений «Норникеля». Есть такие участки работ, как, например, перевозка опасных грузов, которую «НПТ» не может доверить внешнему исполнителю. Или перевозка пассажиров, которая пока еще не обеспечивается мощностями «Норильскпромтранспорта» в полном объеме. Поэтому одна из наших задач – увеличить долю участия «НПТ» в оказании данной услуги. А пока при заказе ее у внешнего исполнителя мы должны максимально обеспечить исполнение производственной дисциплины водительским составом внешнего исполнителя. Что нам и удалось на сегодня сделать. Жалоб на перевозку пассажиров у предприятий практически нет. Конечно, бывают иногда определенные трудности, но в целом «Норильскпромтранспорт» справляется со своей задачей на отлично.
О том, как предприятия «Норникеля» идут по пути развития, читайте в другом материале «Северного города».
Подписывайтесь на нашу страницу новостей «Северный город Норильск» в Telegram.