#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Накануне первый вице-президент – операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко начал традиционную пресс-конференцию с хорошей новости: завершена сепарация перекачанной с Амбарной топливно-водяной смеси. В ходе разделения на фракции получено около 12 тысяч тонн чистого дизельного топлива.
Есть первые цифры
На площадке в районе хвостохранилища «Лебяжье» завершилась сепарация топливно-водяной смеси, собранной с реки Амбарной. На ее берегах было установлено 107 мягких резервуаров, в которые перекачано более 25 тысяч кубометров смеси. В ходе разделения ее на фракции получено около 12 тысяч кубов дизельного топлива. Об этом на пресс-конференции сообщил первый вице-президент – операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко.
Конечно, для определения точных цифр еще будет применяться коэффициент, так как в ходе сепарации в топливо все равно попадет какая-то часть воды, но доля ее очень маленькая – в пределах двух процентов, отметил топ-менеджер.
При этом Сергей Дяченко акцентировал внимание на том, что, по подсчетам компании, с поверхности веки собрано более 90 процентов топлива, попавшего в водоем. Тем не менее на берегу Амбарной продолжают работать спасатели. В полевом лагере сейчас находится группировка из 50 человек, которые поддерживают боновый режим на реке. Сейчас используются только сорбирующие боны – их регулярно доставляют и меняют. Специалисты СПАСФ «Природа» работают несколькими бригадами в две смены. Они ведут аккуратную замывку берегов, чтобы максимально собрать все, что сейчас высачивается из береговой линии.
Работы будут продолжаться до наступления холодов. А с наступлением весны сорбирующие боны выставят еще до ледохода – методом прорезей во льду. А когда река полностью вскроется, боны выставят снова.
Начинается сепарация и топливно-водяной смеси, собранной в районе ТЭЦ-3. Для этого «Норникель» нанял еще одну компанию с соответствующим оборудованием. Объем, подлежащий сепарации, пока неизвестен. Ранее сообщалось, что с территории, прилегающей к ТЭЦ-3, собрано около 8,5 тысячи кубометров топливно-водяной смеси. Но цифра эта не окончательная. Высачивание дизтоплива происходит постоянно, и ежедневно собирается от 10 до 12 кубометров смеси топлива с водой. В пересчете с объема на вес получается примерно 7–10 тонн смеси в сутки.
Впереди работа по очистке грунта, загрязненного пролившимся дизтопливом. Напомним, его собрали с территории, прилегающей к ТЭЦ-3, и вывезли в крытые ангары. Сейчас идет подбор технологии очистки грунта и методики расчета количества топлива, попавшего в него.
Экосистема будет восстановлена
Завершила полевые работы Большая норильская экспедиция, сейчас идут исследования образцов почвы, воды, растений и обработка материалов. К концу ноября – началу декабря ученые обещали выдать свои рецензии по оценке воздействия, оказанного на экологическую систему, а также рекомендации по дальнейшим работам на будущие периоды.
Как сообщил Сергей Дяченко, компания «Экотерра» выполняет для «Норникеля» карту загрязнения территории. Документ входит в состав проекта рекультивации, который, кстати, тоже уже готов. Сейчас его изучают в Институте почвоведения и агрохимии Сибирского отделения РАН.
«И после того как получим от них заключение и замечания, надеемся, что до 15 числа представим этот документ в межведомственную комиссию. Как вы помните, она была организована по распоряжению президента и приказу министра природных ресурсов. Параллельно этот документ будет отправлен на рецензию в правительство Красноярского края, чтобы получить всестороннее рассмотрение, замечания и рекомендации, которые позволят подготовиться к работам по рекультивации с наступлением тепла в будущем году», – отметил Сергей Дяченко.
Кстати, весной-летом будущего года пройдут очередные отборы проб почвы и воды, чтобы подкорректировать карту остаточных загрязнений и скорректировать методы и приемы для рекультивации и восстановления экологической среды.
Нарушение технологии 40 лет назад сыграло злую шутку
На месте аварии на ТЭЦ-3 продолжают работать эксперты Следственного комитета, Ростехнадзора и «Норникеля». В настоящее время аварийный резервуар №5 полностью демонтирован. При разборке емкости были отобраны образцы металла и бетонного фундамента.
Сергей Дяченко особенно акцентировал внимание на том, что резервуар №5 не был, как написали многие СМИ, старым и ржавым. Он подчеркнул, что образцы металла отобраны, металл в них соответствующего качества. Нужно дождаться экспертизы.
«Надо сказать что в 2016 году техэкспертизу этот резервуар не прошел, он был остановлен. И мне хотелось бы сказать, что в 2017 и 2018 годах резервуар находился в ремонте. После этого были выполнены все необходимые государственные экспертизы. Проводился налив сначала воды, проводились гидростатические испытания под нагрузкой, с использованием ультразвуковых приборов, было сделано заключение, что резервуар соответствует требованиям», – заверил Дяченко.
Сейчас проводится бурение свай, чтобы окончательно определиться, во-первых, по качеству самих свай, во-вторых, по выполнению технологии. Согласно проекту 1981 года, сваи должны были заглубляться в скалу не менее чем на 800 миллиметров. В настоящее время по двум скважинам удалось дойти до основания так называемой пяты. По характеру керна определили, что под пятой сваи оказался слой разрушенной породы, песка и глины.
«По нашим оценкам, расстояние от пяты сваи до скального основания в пределах одного метра. Косвенно это указывает на то, что сваи, возможно, не были выполнены по проекту, не были заглублены в скалу. Когда 40 лет назад изыскатели выполняли свои работы, грунт в придонной части, близкой к скале, скорее всего, был сильно проморожен, поэтому сваи оставили незаглубленными, посчитали, что это будет устойчиво. Это и сыграло злую шутку», – предполагают в «Норникеле».
Иск, в котором икс остался неизвестным
Накануне стало известно о том, что Росприроднадзор подал в краевой арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате разлива топлива на ТЭЦ-3. «Норникель» посчитал такой шаг ведомства преждевременным.
На пресс-конференции Сергей Дяченко отметил, что у компании были достаточно конструктивные отношения с органами Росприроднадзора, – совместно договорились, что будут работать только на основании жестких, голых фактов. Он также подчеркнул, что «Норникель» никогда не отказывался от своих обязательств урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Но это должно было строиться на основании проверенных фактов. Поэтому компания и настаивала на проведении оценочных работ только по завершении ликвидации последствий аварии. Росприроднадзор же поступил по-своему.
«Цифра, которую опубликовал Росприроднадзор, была рассчитана с использованием первоначальной, косвенной оценки, взятой из наблюдений с воздуха. То есть, когда посмотрели на фотографии, сказали: вот здесь примерно вот такая площадь загрязнения. Но эта площадь подлежит точному обмеру, плюс у нее разная толщина при разных течениях, поэтому мы просили дождаться, пока все топливо будет собрано и отсепарировано, чтобы получить точные данные», – пояснил Сергей Дяченко.
Однако случилось то, что случилось: Росприроднадзор провел свой расчет, причем задолго не только до завершения сепарации, но еще до завершения сбора топлива с реки, и выставил иск в 148 миллиардов рублей.
Как отметил Сергей Дяченко, при оценке ущерба Росприроднадзор тогда оперировал цифрой порядка 19 тысяч тонн топлива, попавшего в реку. По факту же эта цифра сейчас составляет 12 тысяч тонн. Поэтому «Норникель» считает подачу иска преждевременной, цифры в нем – необоснованными и намерен предоставить свои факты и свои цифры.