НОРИЛЬСК. «Северный город» – Грузоперевозки по норильской железной дороге в соответствии с программой развития «Норникеля» продолжают расти. Еще в 2011 году компания объявила о планах поэтапного обновления парка подвижного состава. Тогда Предприятие технологического железнодорожного транспорта (ПТЖТ) перевозило 16 миллионов тонн грузов, сейчас годовой оборот составляет 18–19 миллионов тонн. Наращивая объемы, предприятие планомерно модернизирует железнодорожную технику. Так, в прошлом году обновление по венгерско-российской технологии прошли три маневровых тепловоза ТЭМ-2.
Как сообщалось, Шадринский автоагрегатный завод (ШААЗ), входящий в состав холдинга «Уральская горно-металлургическая компания», позаимствовал опыт венгерских коллег, которые начали заниматься модернизацией старых, но еще «бегающих» тепловозов. После глубокой модернизации норильские локомотивы ТЭМ-2 получили приставку УГМК.
«Машина достойная, – рассказал «Северному городу» Александр Безкровный, главный инженер Предприятия технологического железнодорожного транспорта. – Я сам ездил в командировку в Шадринск, когда модернизация только начиналась. На заводе относятся к этому процессу очень щепетильно, дорожат своей маркой».
По словам собеседника, из старого в ТЭМ-2 осталась только нижняя экипажная часть. Все оборудование полностью заменено европейским. На преображение локомотива ушло шесть месяцев. На базе Шадринского завода прошли обучение работники, которым предстояло заниматься эксплуатацией и сервисным обслуживанием модернизированных тепловозов. И сами преобразователи железнодорожной техники участвовали в испытаниях своих машин за Полярным кругом, причем и шадринцы, и венгерские их коллеги. Что неудивительно: в таких условиях, как у нас, локомотив раньше не работал. Даже на Урале нет таких метелей и снежных заносов, как в Норильске, так что конструкторам нужно было на местности проверить, как ведет себя машина, выполненная в северном варианте, в условиях самого Крайнего Севера.
«К нам приезжал венгр украинского происхождения Степан, сервисный инженер. Он на новом ТЭМ-2 УГМК ездил, и когда в процессе движения из-за встречного ветра не смог открыть дверь, чтобы выйти из кабины, был весьма удивлен, – вспоминает Александр Безкровный. – И сделал такое заключение: «То, что у нас считается ураганом, у вас – ветерок».
Проект специалистов Шадринского автоагрегатного завода предусматривает продление срока эксплуатации ТЭМ-2, считая с момента постройки, на 63 года, и при этом заказчик получает современную и надежную машину.
В 2020 году Предприятие технологического железнодорожного транспорта планирует обновить четыре маневровых локомотива. Два уже разобрали, отправили в Дудинку для перевозки на материк. Раньше на «лечение» тепловозы отправляли целиком, сейчас условия для передвижения и ремонта промышленного транспорта изменились. Его разбирают до составных частей: рамы тепловоза, топливный бак, тележки локомотива – и отправляют на модернизацию. По словам главного инженера ПТЖТ, вернутся маневровые локомотивы уже раскрашенные в корпоративные цвета компании и с надписью: «Норильский никель».
«В 2021-м наше предприятие планирует модернизировать еще три маневровых локомотива, – говорит Александр Безкровный. – Кроме этого, предполагается получить семь вновь изготовленных железнодорожных машин, таким образом довести парк предприятия до 17 единиц ТЭМ-2 УГМК».
Всего, по словам собеседника, на предприятии эксплуатируются 35 маневровых локомотивов различных серий.
Продолжая разговор об уральско-венгерских тепловозах, надо сказать, что в них появилась возможность подключить дополнительное оборудование, а именно пневмоочистительные машины «Буран» или «Ветерок», которые обдувают железнодорожные пути от снега. В семидесятые – восьмидесятые годы прошлого века эти установки придумывали изобретатели и рационализаторы предприятий железной дороги и самостоятельно изготавливали эту технику.
«Мы обращались на заводы, чтобы разработать такой же «Буран», но для магистрального локомотива, – продолжает смотреть в будущее Александр Безкровный. – Компания поставила перед потенциальным производителем две задачи: модернизировать существующую установку и выпустить совершенно новый экземпляр. Уже есть предложение, мы прорабатываем техническое задание. Возможно, даже в текущем году завод поставит в Норильск один «Буран» для опытно-промышленных испытаний».
По словам главного инженера, в ноябре – декабре 2020 года может произойти знаковое событие для норильских железнодорожников: парк обслуживаемых ими машин должен пополниться новым магистральным локомотивом 2ТЭ25 КМ взамен тепловоза легендарной серии 2ТЭ116. На нем, кстати, прошлой осенью «работал машинистом» один из выдающихся атакующих защитников в истории российского хоккея Александр Гуськов, когда приезжал в Норильск как участник национальной программы «Красная машина».
Двухсекционный тепловоз с электропередачей типа 116 – одна из самых распространенных грузовых железнодорожных машин в России. И давно работающих. Специалисты ПТЖТ своими силами продлевали жизнь локомотивов 2ТЭ116, но и второй срок эксплуатации заканчивается, предприятию нужна новая техника. Ее выпускает Брянский машиностроительный завод. Мощность грузового тепловоза 2ТЭ25КМ почти на 20 процентов выше, чем у 116-го, да и модель это довольно новая – первый тепловоз выпустили всего пять лет назад.
Если все пойдет по плану, совсем скоро норильские железнодорожники начнут обкатывать новые магистральные тепловозы.
ЦИФРЫ
Парк Предприятия технологического железнодорожного транспорта насчитывает 69 больших и маневровых тепловозов и 1851 вагон.
Протяженность северной железной дороги – 365 километров, она почти полностью охватывает Норильск, проходя через промзоны и дальше, в Талнах и Дудинку.