Из-за нездорового повышения спроса на товары длительного хранения, случившегося на этой неделе, предприниматели скорректировали свои закупки и дополнили запасы сверх нормы. А две торговые сети показали нашему спецкору Людмиле Кожевниковой магазины и склады, рассказали, как выстраивается цепочка доставки продукции, каковы сроки и отчего зависит цена.
Сергей Вдовенко, директор распределительного центра по торговле НТПО, торговая сеть «Подсолнух»:
«Утро в распределительном центре начинается с отправки товаров в розничные сети магазина «Подсолнух». Это стоит уже приготовленный товар. В 8 утра начинается разгрузка со склада».
Только при нас отправили 3 грузовика с продуктами в магазины города, а мимо уже несется вилочный погрузчик: на склад прибыл контейнер с 24 тоннами продукции, доставленной по воде.
Сергей Вдовенко, директор распределительного центра по торговле НТПО, торговая сеть «Подсолнух»:
«Сейчас идет выгрузка контейнера, из Дудинки привезли. Идет выгрузка муки и бакалейной группы. И мы сразу отправляем. Это уже авиагруз: зелень, огурцы, помидоры, молочный товар. То есть тоже прибывает одновременно».
И вроде все на этом складе работает в штатном режиме. Вот только если на прошлой неделе в магазины отправлялся условно один грузовик с продуктами, то теперь количество ходок в разы увеличилось. Не заметить возросший спрос населения к товарам долгого хранения в крупной сети просто не могли.
Мария Турицина, заместитель генерального директора по торговле НТПО, торговая сеть «Подсолнух»:
«Отдел маркетинга, менеджеры, закупщики работают, увеличиваем заказы. Те, например, которые планировали сделать в начале-середине апреля, перенесли пораньше, чтобы не было перебоев с закупками».
Закупку товаров долгого хранения в НТПО увеличили в 1,5 раза. Если кто-то опасается сбоев в логистической цепочке, в торговой сети также успокаивают. Обычная схема доставки в Норильске выглядит так: «Подсолнух» делает заказ у крупного поставщика, договаривается, в каком распределительном центре его заберут, далее подключаются логистические компании, которые доставляют продукцию до места отправки. К нам товар отправляют либо по воде, либо по воздуху. Если в этой цепочке выпадает один из участников, схема не меняется. Любая крупная компания имеет договоры с несколькими поставщиками, распределительными центрами в разных городах и логистическими компаниями. Если один не смог доставить, подключается второй. А поскольку мы еще и удаленная территория, все торговые компании Норильска всегда работают с запасом. Так и хочется сказать, как тебе такое, Минсельхоз? А это специальный ангар этого большого склада. Можно сказать, стратегический объект. Сюда ежедневно привозят товар, и склад постепенно наполняется. Дело в том, что к концу апреля он должен быть укомплектован полностью. Это, так сказать, подстраховка на навигационный период, когда разливается Енисей и на территорию по воде не идет продукция. Товара здесь должно хватить как минимум на 75 дней. И это точно называется резерв так резерв.
А это уже торговая сеть «Медведь». В начале недели, как только заметили, что покупательский спрос нездорово подскочил, сразу доставили дополнительно 130 тонн продовольствия. Еще 140 идет по воде. Здесь успокаивают: дефицита у поставщиков в принципе быть не может, идет смена сезонов.
Фаиг Давудов, руководитель торговой сети «Медведь»:
«Уже весна, скоро уже в принципе урожай-неурожай, все равно все будет. Парники, теплицы, везде всего хватает. Сейчас же не то время, когда были санкции. Очень многое начали производить своего».
Что касается цен, сами предприниматели предупреждают: чересчур завышенный спрос автоматически вызывает желание у поставщиков взвинтить цены. Здесь спасают лишь давнее сотрудничество, долгосрочные договоры и указы сверху. Повышение цен может произойти только на группу так называемых биржевых товаров: сахар, сыр, яйцо, курицу, некоторые виды мяса. Но это зависит далеко не от коронавируса, а от волатильности рубля. Вот и власти города настаивают: дефицита не предвидится, сбоя в поставках тоже. Смысла в закупках на много месяцев вперед нет. На складах все спокойно.