Участниками «Большого Аргиша» стали в этом году более 4 тысяч человек. Фестиваль нынче смогли посетить и победители первого тура Международного культурного проекта FusioNNow – восемь человек из Португалии, Саудовской Аравии, Великобритании, Египта, Омана, Мексики, Киргизии и России и трое экспертов проекта.
Восемь победителей проекта FusioNNow из восьми стран мира – это люди, которые увидели конкурс, объявленный в интернете, и оказались, по их собственным словам, «достаточно сумасшедшими», чтобы согласиться приехать в Норильск. Для них организовали Ethno Fashion Tour, посвященный этнической моде, культуре и традициям Таймыра.
Творческий конкурс FusioNNow «Вместе на край света» на право стать участником уникального тура на Таймырский полуостров был объявлен 1 октября. В середине осени, 15 октября, по его итогам выяснилось, что за две недели заявки прислали более 50 участников из самых разных уголков планеты. Победители первого тура отправились в небывалое путешествие на Таймыр. Лидеров второго тура ждет в декабре поездка на Кольский полуостров.
В итоге гости, прибывшие на край света, в Норильск, окунулись в место, невероятное по красоте. а также своим природным и культурологическим особенностям.
«Несмотря на холод, здесь можно черпать вдохновение», – призналась нам одна из участниц команды, дизайнер из Иркутска Роза Халтуева.
Иностранцы и гости из других регионов России прилетели в Норильск за день до начала «Большого Аргиша», увидели город с его архитектурой, улицами и музеями, посетили дудинский Дом народного творчества и норильский театр. За два дня этнического фестиваля они с любопытством отведали блюда северной кухни, с неподдельным интересом следили за всеми действиями и культурными площадками, снимали на смартфоны оленьи и собачьи упряжки, выступления национальных коллективов и студенческого театра «Бараксан» Норильского колледжа искусств. И в целом не скрывали восхищение от присутствия здесь.
По сути, весь наш северный парад достопримечательностей и колоритных особенностей территории превратился для них в огромное трехдневное шоу. Что-что, а поводов для восхищения гостям предоставили сполна, и эмоций своих они не скрывали.
Одна из участников «Большого Аргиша, художница и дизайнер, владелица модного бренда Dija Mo, египтянка Хадиджа Мостафа, хотела приехать на Север в совершенно нехоженные места, мечтала познакомиться с людьми из иной реальности, прикоснуться к другому миру, побольше узнать о культуре и традициях умельцев различных таймырских этносов. На «Большом Аргише», заверяет она, ей это удалось, и она очень довольна.
На вопрос «Северного города», что из увиденного на Таймырской земле более всего ее потрясло, девушка ответила, что первым сильным впечатлением для нее стало «огромное количество снега».
«Мне было любопытно, как выглядит город на такой далекой параллели, какие невероятные у него достопримечательности. Все узоры, все модные детали, тренды – все это у вас есть, я этим насладилась».
Ethno Fashion Tour Хадиджа считает одним из удачных в своей жизни, а самый северный в мире театр, нашу «Маяковку» она назвала наиболее удивительным местом в городе.
«Там мы смотрели яркое выразительное представление, сказку, от которой я до сих пор пребываю в восторженном состоянии. Спектакль и то, что я пережила во время сценического действия, оказалось самым грандиозным ощущением из всего, что я тут увидела и почувствовала», – поделилась Хадиджа.
Мы, норильчане, живущие тут постоянно, вполне понимаем, что такое Норильск, откуда что взялось и «с чем его едят». А для гостей типа Хадиджи из Египта Норильск был просто точкой на карте в далекой России. Огромное стремление окунуться и открыть для себя эту территорию подвигло путешественников преодолеть тысячи километров и приехать на Таймыр и в Норильск.
Свой ответ на вопрос, почему, собственно, люди сюда приезжают, дала в интервью «Северному городу» заместитель директора департамента общественных связей «Норникеля» Татьяна Смирнова.
«Это место силы и место сильных людей, место вдохновения и открытий для тех, кто хочет отыскать в себе какое-то новое творческое направление и реализовать его. Это место, в котором можно найти элементы другой культуры, – отметила Татьяна Борисовна. — Норильск уникален прежде всего за счет того, что тут есть момент смешения, определенный фьюжн».
Имеются в виду и уникальная полярная природа, и коренные народы Севера с их
многообразием, испокон веков живущие в небывалых, с точки зрения
обычного человека, условиях. И промышленный гигант, который вопреки
всему тут появился и работает вот уже скоро 85 лет. Ко всему прочему, это огромное количество «свежей крови», которая пополняет урбанистическую местность, эту реку жизни,
причем буквально каждый день.
«Здесь есть микс современности и традиций, микс
устоев, основ и нового взгляда людей, приезжающих на территорию. Именно
это притягивает сюда путешественников и гостей со всего мира, — говорит она.
Татьяна Смирнова отметила, что у «Аргиша» уже есть своя история, вспомнила, как развивался проект, как у его истоков стояли экс-директор медиакомпании «Северный город» Сергей Панченко и его супруга, теперь директор Музея Норильска, Наталья Федянина. Благодаря им и медиахолдингу проект стал известным и популярным – «Северный город» вдохнул в него жизнь. Сейчас СМИ трактуют этнофестиваль как «традиционный праздник, который проходит в Норильске в ноябре». На самом деле такого традиционного праздника не было – он возник недавно. По мнению Татьяны Смирновой, «Аргиш» являет собой успешный пример маркетинга территории, создания нового события, а тема этого года более чем удачно подтвердила то, что можно не замахиваться «сразу на все», а брать локальные, точечные бренды и вокруг них создавать тренды, новые сущности, вызывая интерес у людей.
«Эта тема безгранична. Я думаю, что впереди нас ждет очень много тематических «Аргишей», – подытожила заместитель директора департамента общественных связей «Норникеля».