Здесь трудились и вошли в историю многие почетные граждане города, будущие директора комбината, Герои Труда, а также чемпионы по боксу, легкой атлетике, волейболисты и футболисты, артисты народного театра, фотохудожники. Все они гордились своей причастностью к выпуску одного из главных металлов Норильска и традициями Медного.
Как ни странно, след этих традиций ведет в лагерное прошлое Норильска. В 1950-е годы, по воспоминаниям старожилов, на заводе уже заботились о быте и досуге рабочих. В чести были и искусство, и спорт. Например, первый спортзал на заводе, очень маленький, появился еще в 1953 году. И первая народная картинная галерея тоже была на Медном, и еще многое другое, со временем становившееся заводскими традициями. Сохраняет верность этим традициям и сегодняшнее поколение медеплавильщиков, ценящих завод за возможность всем вместе участвовать в нужном и важном деле.
Начальник цеха электролиза меди завода Михаил Шиловский считает, что ему очень повезло с начальником смены Михаилом Боровичко:
«Во-первых, человек имеет два высших образования. Кроме диплома инженера-механика он, когда это стало необходимо, в том же Норильском индустриальном институте получил еще и специальность инженера-металлурга и уже 12 лет руководит одной из пяти смен цеха. То есть Михаил тот самый человек, который дирижирует выпуском электролитной меди, единственного живого металла на Норильской земле.
Во-вторых, они с женой Мариной – успешные спортсмены, не раз приносившие победу всему заводу.
Марина Боровичко тоже работает в ЦЭМе электролизником водных растворов. Очень хорошая семья производственников и спортсменов».
Не забыл Михаил Юрьевич упомянуть и двух замечательных дочек Марины и Михаила Боровичко. Девочек, пока они были маленькие, часто видели на соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», Полярной олимпиаде.
Первым на Медный завод пришел Михаил. Еще до института он окончил 58-е профессиональное училище. Слесарь КИПиА проходил практику на всех заводах Норильского промышленного района, но больше Никелевого и «Надежды» ему понравился Медный. По его словам, даже в самые сложные годы, а середина 90-х была именно таким временем, здесь сохранялась особая атмосфера и ощущение стабильности.
Сам Михаил Боровичко не скрывает, что ценит завод за то, что почти четверть века работает в сплоченном коллективе с ощущением стабильности. Хотя и в его биографии не обошлось без потрясений. Ударом стало для механика крановой службы известие о его сокращении и переводе в структуры «Норильскникельремонта». Проблему решил второй диплом:
«Получив заочно образование инженера-металлурга, я вернулся в ЦЭМ, где с удовольствием работаю до сих пор. Недавно мне исполнилось 45, и я перешел в категорию работающих пенсионеров. Мне обижаться не на что. Все, что происходило, было к лучшему. Надеюсь, что так будет и дальше».
В работе начальника смены главным Михаил называет планирование:
«Грамотное планирование – залог равномерной, бесперебойной и ритмичной работы. В смене, а это около 70 человек, у меня есть свой костяк. Основными помощниками я считаю всех звеньевых в смене, но особо хочу выделить бригадиров загрузчиков Тофига Наджиева и Дмитрия Чеботарева, с которыми давно работаю и на которых ложится значительный объем задач в смене».
Михаил Боровичко – почти коренной норильчанин. Мама привезла его на Север в два года к дяде с тетей. Дядя был внуком репрессированного литовского генерала, в 1941-м этапированного с другими прибалтийскими офицерами на Ламу.
Свою дальнейшую жизнь и работу на Медном Михаил связывает с Норильском до времени, когда дочери Софья и Надя поступят в институты.
Шестнадцатилетняя Софья в детстве занималась карате, четыре года училась игре на скрипке. Потом поменяла скрипку на барабаны и увлеклась журналистикой. Учиться Софья, скорее всего, будет в Северной столице.
Надя к своим 13 годам уже попробовала себя в гимнастике и акробатике. Сейчас родители в раздумье:
«Спорт в жизни девочек будет обязательно, – говорит Марина. – В Норильске без этого нельзя. Не нравятся активные виды спорта, можно ходить на йогу или что-то другое. Мне особенно по душе лыжные прогулки на «Оль-Гуле». Прекрасное место. Мечтаю, чтобы там появился загородный парк».
В отличие от мужа Марина – норильчанка в третьем поколении. Ее прабабушка приехала в Норильск к репрессированному мужу вместе с детьми. Здесь появилась на свет Марина с сестрой.
С Михаилом Марина Мутовина училась в одной школе, но познакомились они только в институте, когда девушка была на втором курсе экономического факультета. Поженились молодые 14 января 2000 года, в миллениум. К этому времени Марина окончила институт и продолжила работу ассистентом на кафедре гуманитарных наук, где начинала лаборанткой. После рождения дочери устроилась по профильной специальности в Росбанк. Ей, как и мужу, пришлось пережить сокращение, после которого дипломированный экономист получила специальность аппаратчика-гидрометаллурга 4-го разряда на Медном заводе и стала работать на участке получения медного купороса в ЦЭМе:
«Это было в 2012 году. Потом участок реорганизовали, и я стала называться электролизником водных растворов. Раньше на мой участок по трубопроводу поступал раствор, из которого выпаривали купорос. Сейчас купорос мы не получаем. На данный момент моя основная задача – принять обезмеженный раствор по трубопроводу и отгрузить его на Надеждинский металлургический завод.
Это работа мне интересна, потому что я все время в процессе обучения. В прошлом году получила специальность лаборанта химического анализа и стропальщика. Также освоила курс по охране труда при работе на высоте. В общем, готова ко всему. Наверное, это и есть требование сегодняшнего времени: быть готовым к изменению ситуации».
По словам Марины Боровичко, спорт в ее жизни тоже возник спонтанно:
«Первый раз надо было принять участие в соревнованиях, второй… Я стала бегать, плавать, кататься на лыжах. Теперь вот участвую в соревнованиях по шахматам, отстаиваю честь цеха. А начиналось все с семейных конкурсов «Папа, мама, я – спортивная семья». Тогда не предполагала, что стану занимать призовые места. Между прочим, я сразу попала в категорию «ветераны от 35 лет», то есть начинала как ветеран».
Друг семьи и коллега по работе Владимир Баймешев, старший мастер и по совместительству председатель цехкома, отвечающий за культурно-спортивную жизнь в ЦЭМе, рассказывает, что семья Боровичко «закрывает» как минимум три вида спорта:
«Миша – в лыжах, легкой атлетике, гиревом спорте.
Марина тоже в лыжах и легкой атлетике плюс плавание и уже не только за цех, но и за завод. Сегодня она сражается за женскую сборную ЦЭМа по шахматам.
И по работе к ним нет никаких претензий. Если человек развивается в спорте, то у него есть силы и здоровье для работы».
Семья Боровичко очень любит путешествовать. За это Михаил отдельно благодарит длинный северный отпуск. Времени хватает, чтобы навестить родственников в Питере, Казани, съездить в Анапу, где по программе «Норникеля» «Наш дом» у них есть квартира. Вместе Боровичко побывали на Кубе, в Китае. Ездили к сестре Марины в Израиль.
В этом году Михаил впервые попал в Рим, приведший его в восторг:
«Там каждая улица имеет свое лицо. Сады цветут на крышах. Цветет и благоухает каждый балкончик. Очень красиво. Вообще итальянцы отличаются вниманием к деталям.
Я жил в центре Рима в старинной квартире, переоборудованной под хостел. Недорого и колоритно.
Да, в Италии производят самое вкусное в мире мороженое!»
В планах главы семейства – Португалия, Испания и прочая Европа.
Марина, хоть и разделяет страсть мужа к путешествиям, но больше мечтает о своем, а не итальянском саде-огороде. Эта красивая женщина, которой и 30 не дашь, уже готова посвятить себя внукам:
«В Норильске хорошо работать, но хочется, чтобы осталось время пожить и на материке. Как знать, может, мы там заскучаем по тому же заводу, но до этого еще далеко».