#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Постановку спектакля по рассказам и повестям великого сатирика Михаила Зощенко в Норильском Заполярном театре драмы имени Вл. Маяковского осуществил московский режиссер заслуженный деятель искусств России Вячеслав Терещенко.
Театральный педагог, руководитель независимого московского театра «Выпускники-Щукинцы», организованного на базе знаменитого института при Вахтанговском театре, Вячеслав Терещенко перед премьерой сказал, что рассказы и повести для инсценировки он выбрал сам, а ее корректировка проходила вместе с норильскими артистами:
«Все рождалось здесь, в этих стенах. Работа была очень интересная и, как всегда, трудная».

В постановку вошли произведения Михаила Зощенко, написанные почти сто лет назад. По словам режиссера, было интересно сравнить нравы, характеры, ситуации, положения, темы и идеи, которые волновали наших соотечественников век назад и сегодня. А для финала была выбрана повесть 1917 года «И только ветер шепнул».
Вячеслав Терещенко считает уместным, чтобы сегодня под занавес прозвучал замечательный текст о жизни и счастье: «Шел перелом эпох, была громадная катастрофа. Сейчас мы тоже стоим на грани громадной катастрофы, которую все пытаются остановить…»
Первое действие спектакля строится на юмористических, сатирических рассказах «беспризорного гения», в том числе хорошо известных. Начинается «Каруселью» про деревенского парня в исполнении колоритного Евгения Нестерова, который катался на бесплатной карусели, пока ему не стало плохо, и заканчивается «Любовью» с Ярославом Сурженко, Анастасией Черкасовой и тем же Евгением Нестеровым в роли грабителя. Даже не фанатам Зощенко знакома фраза героя этого рассказа Васи Чеснокова: «Я же ее провожай, я же имущества лишайся».

Всего 18 историй, если считать со вторым действием, в которых 13 актеров выходят на сцену минимум в двух, а максимум в 11 ролях. И каждый рассказ, повесть становится бенефисом кого-то из них, а иногда и всех сразу.
Так, Денис Чайников блистает в роли пьяниц, один из которых так увлекся театром, что бросил пить по воскресеньям (перенес на субботу).
Заслуженной артистке РФ Нине Валенской предсказуемо досталась роль в знаменитой «Аристократке» (а еще бабки и тетушки Аделаиды).
Маргарита Ильичева практически неузнаваема во всех своих пяти ипостасях: кондукторши трамвая, девицы Кэт, актрисы Кузькиной, старшей Рундуковой и безымянной женщины.

Примеряя на себя сразу по несколько масок, актеры не только произносили свои монологи, тексты от автора, подавали реплики, но и постоянно находились в движении. Хореограф постановки заслуженный работник культуры РФ Александр Гордиенко вместе с режиссером уверены, что эпоху и характеры важно и можно показывать через пластику и движение. И норильские актеры, по оценке Александра Гордиенко, прекрасно справились и с этой задачей. Хореограф считает, что норильчане – большие молодцы. Из актерской команды он выделил все пять ролей Степана Мамойкина, отдельно – монтера Мякишева из «Театрального механизма», Дениса Чайникова и Маргариту Ильичеву, назвав ее чудесной актрисой.
Зрители на предпремьерном показе отметили играющую первый сезон в Норильской драме Анастасию Жукову, безупречно пластично исполнившую не только роль собаки в «Собачьем нюхе», девицу и официантку, но и Лизу Рундукову из повести «О чем пел соловей» во втором действии спектакля.
В нем режиссер объединил три сентиментальные повести Зощенко. По словам Вячеслава Терещенко, это очень драматические произведения, где герои размышляют о счастье, где поднимается тема предательства, одиночества, поиска смысла жизни, чем мучился Зощенко до самого конца. Как известно, до постановления 1946 года, когда из высоких кабинетов началась травля писателя, у него была сложная жизнь, но удавалось выживать, а после он стал практически запрещенным автором.

После антракта на сцене видоизменились декорации (сценограф Надежда Яшина), а вместо «Нашего паровоза», летящего вперед, и хитов времен НЭП зазвучал Вертинский: «Я не знаю, зачем и кому это нужно, / кто послал их на смерть недрожащей рукой, / Только так беспощадно, так зло и ненужно / Опустили их в Вечный Покой!»
История «Аполлон и Тамара» с Владиславом Молдовановым и Анастасией Черкасовой пропитана безысходностью, и смерть главного героя Аполлона Перепенчука воспринимается зрителями как избавление от земных страданий. Однако постановщики вслед за автором и в этой истории сохраняют элементы надежды на лучшее. На сцене вместо универсального времени суток появляется свет Вселенной, Космоса.
Художник по свету Иван Степашков считает попытку своей команды и Норильского театра прорваться к Зощенко и открыть его по-настоящему – удачной: «Казалось бы, карусель с пьяным мужичком… А, выражаясь языком Михаила Михайловича, «доходит вон до чего», то есть выводит нас на какие-то просто бесконечные глубины, в которых можно копаться вечно».

Постановочной команде «Беспризорного гения» очень понравился Норильский Заполярный театр драмы: «Актеры здесь замечательные. Высочайшего уровня, по отношению к себе, к профессии, – сказал Вячеслав Терещенко. – Они не приходят на работу, а служат… И театр просто замечательный. Великолепно работают цеха. Поразило, что, по словам директора, в театре играется больше 300 спектаклей в год».
Ранее «Северный город» писал о том, что Норильская драма отправляется с гастролями в Красноярск и Минусинск.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.