#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На текстовых порталах «Северный город» и «Таймырский телеграф» мы запускаем новый проект – о профессиях из первых уст. Но это не только о трудовом пути. Наши герои – работники самых разных переделов ЗФ «Норникель» – успевают заниматься творчеством, спортом, воспитывают детей и путешествуют по миру. Словом, умеют жить полной жизнью. И готовы рассказать об этом сами.

О работе
«Если вы встречаете человека с большой сумкой или рюкзаком – скорее всего, он работает на железной дороге. С собой у нас всегда еда, рабочая одежда, позднее ее место занимает гражданская – ведь мы можем сесть на тепловоз в одной точке, а в конце смены сойти в другой, куда прибыл поезд по заданию поездного диспетчера.





Железная дорога – это романтика. Ее нужно ощутить. Летом работа в кайф: красивые места, тепло. Зимой куда сложнее: трудимся в основном на улице. Погрузка, выгрузка вагонов, раздергивание заносов… В метель сложно передвигаться, видимость тоже так себе. При этом остаешься на улице, приводя вручную в действие системы воздухораспределительных механизмов, автосцепок, тормозов составов. Как говорят, железная дорога работает в любую погоду. Зато нередко везет – и мы наблюдаем из окна тепловоза красивейшее северное сияние.

В мои обязанности входит составлять поезда – формировать определенные составы, которые после отправятся доставлять важные сырьевые элементы для заводов и рудников или уже готовую продукцию нашего комбината в порт. От точки назначения зависит количество груза, число сцепляемых вагонов. Эта работа у нас смежная – с совмещением обязанностей кондуктора грузовых поездов. Нет, это не тот человек, что в билетах дырки проставляет. Его работа – погрузка и выгрузка думпкаров.



Еще одна задача – маневры. Как пятнашки – проявляй логическое мышление! Задача – собрать группы вагонов, стоящих вразнобой, на одном пути. Есть нюансы: например, вместимость пути. На путь, куда входит 30 вагонов, 35 не поставишь. Бывает, что вагон уже износился и просто так в любое место его не поставишь, только в паре с «молодым и здоровым». Тут опыт нужен. Молодежи подсказывают опытные составители и машинисты: как проще сделать маневр, с какого пути куда перекинуть.
А еще составитель поездов – это глаза машиниста, когда состав едет вагонами назад. Локомотивные бригады состоят из двух человек: либо составитель – машинист, либо на двухсекционных тепловозах помощник машиниста – машинист. Сложно оценить разницу в сложности работы у каждого, но ответственная она у всех – безусловно».




О мотивации
«Я работаю на железной дороге 11 лет. Мне всегда была интересна эта работа, в свое время я даже искал способ сюда устроиться. Собирал документы, ходил по высоким кабинетам. Потом, как открылись вакансии, меня порекомендовали уже работавшие на ж/д друзья: поручиться за кого-то все равно что выдать ему билет. С тех пор ни разу не пожалел о своем выборе, хотя, не стану врать, работа непростая. Чаще всего, как я говорил, на улице. Зато в хорошем коллективе. Да и вообще я коренной норильчанин, и знаю, что Север есть Север, странно ожидать он него легкости. Расцениваю это как некий вызов: ты – железнодорожник, работаешь в Норильске на одной из самых северных железных дорог в мире = делаешь нечто почти невозможное!»
О карьере
«Норильская железная дорога состоит из семи служб (есть и восьмая, но несколько обособленная – дудинский железнодорожный цех) – службы механизации, связи, цеха подвижного состава и другие. В каждой есть свой набор профессий, которые вместе должны работать как слаженный часовой механизм. В нашем цехе подвижного состава, например, работают составители поездов, кондукторы грузовых поездов, помощники машиниста и машинисты. Для перехода выше нужно пройти дополнительное обучение, получить практические занятия. Раньше сначала требовалось отработать в должности составителя три года, сегодня – год. Далее три года поработал – и учись на машиниста. В среднем грейд профессии занимает меньше десяти лет.

Что до меня, то мои карьерные амбиции отошли в жизни на второй план. Мне важнее, что мне нравится моя текущая работа. А еще она позволяет мне жить той жизнью, которую я хочу иметь, расширять кругозор и развиваться творчески и духовно».
О творчестве
«Например, в свое время я, как многие, хотел попробовать все и сразу: и КВН, и спорт… Пришлось расставить приоритеты. Сначала меня пригласили помочь в организации мероприятий. А в 2014 году я впервые выступил за команду ПТЖТ на фестивале КВН. Это увлекательная жизнь! Но очень-очень непростая, врать не стану. КВН требует большой подготовки, а у людей – подработки, ненормированный день, семейные дела. В остальное время – пожалуй на репетиции. Бывало, что из-за нехватки времени на подготовку мы не могли показать свой уровень на сто процентов. Сегодня моя семья – а это кот – не против моей занятости. Но нужно быть готовым, если вы человек семейный, что за месяц до игры близкие вас не увидят – прогоны, изменения, репетиции. Ведь есть местные игры, раньше ездили и на выездные, корпоративные.





Я в свое время дорос до капитана команды КВН «Без тормозов», мы выступали до 2019 года и решили уйти со сцены на высокой ноте. Начался ковид, все перешло в онлайн, но это было уже не столь интересно.
Сегодня я значусь куратором массовых мероприятий. И в творческом смысле поменял свое занятие. Пару лет назад сотрудники Дворца культуры пригласили меня к участию в номерах, которые они ставят к различным городским и корпоративным праздникам. Это большие, яркие, красочные постановки, требующие сочных номеров и массовки. Так что теперь я вместе с ними пою и танцую. Первое такое выступление пришлось на концерт ко Дню металлурга – 2022. С тех пор участвую регулярно. Честно скажу: прежде петь я не учился, но постепенно перенимаю опыт ребят. Главное – все это мне нравится, ощущаю колоссальную отдачу. Хоть и времени забирает немало: нужно успевать на репетиции, прогоны. Нередко финальная картинка и новые штрихи собираются в одно целое в последнюю неделю – ее мы полностью проводим на репетициях».

О важном
«Некоторое время назад я получил звание почетного донора. Начинал, не скрою, по причине возможности получить дополнительные выходные дни, которые можно прибавить к отпуску. Уже потом пришло осознание причастности к общему и очень хорошему делу. Так что после пятой-шестой сдачи шел на станцию переливания крови уже с другим настроем и желанием просто помочь. В Норильске сегодня сложно сдать кровь: слишком много желающих. Нужно дозваниваться, спрашивать, нужна ли она или ее компоненты. Но само это дело, его важность греют душу. Хочется верить, я кому-то за эти годы помог. Получив звание почетного донора, я продолжаю сдавать кровь. Считаю, уже появилась добрая привычка. Ну и, чего греха таить, теперь есть и жирный плюс – как «почетник», могу брать отпуск в любое время».
О путешествиях
«Кстати, это часто пригождается. Я увлечен путешествиями по миру и считаю это главным жизненным хобби. За несколько лет побывал в 37 странах мира. В некоторых – неоднократно. И мечтаю еще.





Например, в США был трижды, но хочу объехать эту страну всю – ведь каждый штат в ней живет собственной жизнью и не похож на другие. Нью-Йорк – industrial, желтые такси и пар из канализационных люков как в кино. Калифорния – расслабленная, Лас-Вегас – драйвовый, Аризона – вообще похожа на Марс! Гранд-Каньон – сумасшедшее место, Каньон Антилопы – такая игра света и тени! Несколько лет назад посчастливилось попасть и на всемирно известный фестиваль Burning man. Целую неделю жили с ребятами лагерем Plovkraft посреди пустыни Невады и каждый день готовили плов для всех желающих – незабываемый опыт! В числе дальних стран еще ездил в Бразилию, Южную Корею, Мексику, попутешествовал по Азии. В паспорте – отметки о поездке в Исландию, Великобританию, Португалию и не только. А в прошлом году с неожиданной стороны открыл для себя Казахстан. Заметил, что россияне часто не знают о красотах соседних стран бывшего СССР, а там, поверьте, есть что увидеть.
Раньше я ездил по турпутевкам, как большинство туристов. Первый самостоятельный опыт случился в 2014-м: на Новый год летал в Бразилию. Потом был тур Южная Корея – Сингапур – Макао. Садишься и прорабатываешь маршрут поездки. Так оказывается дешевле и интереснее. Вот сейчас на Камчатку и Сахалин планирую поездку по тому же принципу. Все же медвежий край…





В будущем, когда первостепенные страны проеду, хочу посетить «заповедные» места типа Северной Кореи, Ирана, Афганистана.
Много езжу и по России – в моем активе 24 региона страны. Повторюсь, наверное, везде есть удивительно красивые места.
Хотя, со временем понял: красота в глазах смотрящего. Вы замечали, как красиво на нашем Севере? Честно, я, пока не начал путешествовать, не замечал. Ну живешь и живешь. Но сейчас с удовольствием хожу в походы, езжу на снегоходах и мечтаю побывать на плато Путорана, увидеть дальние ледопады. Я замечаю закаты, рассветы. Порой из окна тепловоза такие красоты видишь! Да и вообще, кстати, я убедился: рабочая специальность не препятствие, чтобы видеть, ездить, смотреть. Я, кстати, заражаю своим интересом других: выложишь фото с путешествий – смотришь, люди тоже засобирались. Вот скоро одна подруга по моей «наводке» поедет в Дагестан – в моем топе мест лидер по России.





Я также противник мнения, что в самом Норильске нечем заняться. Занятий столько, что порой мы даже не можем выбрать, на что пойдем! Театральные постановки, концерты, танцевальные выступления. Появляются и новые виды спорта – типа сапсерфинга. Короче, если человек чем-то увлечен, он найдет себе призвание. Если не можете, обращайтесь, мы поможем раскачаться».

Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.