#НОРИЛЬСК. «Северный город» – Музей Норильска и Фонд сохранения наследия Е.А. Керсновской включили в экспозицию живописные и графические работы легендарного автора энциклопедии лагерной жизни и даже воспроизвели ее знаменитую «Индонезию».
Московский художник Дарья Чапковская, хранительница наследия Евфросинии Антоновны Керсновской, организовывает в Норильске третью выставку, но впервые привозит то, что, по словам директора музея Натальи Федяниной, раньше оставалось «за кадром». В экспозиции «Садов Керсновской» все подлинное: и натюрморты, и пейзажи, написанные на коробочках от конфет и ящиках из-под фруктов. Это 20 из 130 работ, хранящихся в фонде. И 70 открыток с цветами, в основном норильского периода.
Это и есть сад, о котором в Норильлаге мечтала родившаяся в Одессе у юриста с польскими корнями и преподавательницы иностранных языков из греческой семьи девушка. Так считают организаторы выставки, включившие в экспозицию в дополнение к живописи и графике личные вещи Евфросинии Антоновны и садовую беседку под названием «Индонезия». Ее, в отличие от абажура и знаменитой медвежьей шубы, музейщики соорудили на месте, но точно такую же, как в Ессентуках, где Керсновская прожила после Норильска до самой смерти в 1994 году.
В Норильлаг будущая писательница и художница была отправлена после побега из Томского леспромхоза, куда ее сослали в результате преобразования в 1940-м Бессарабии в Молдавскую ССР. После смерти отца на руках младшей дочери (брат эмигрировал во Францию) осталась мать и родовое имение, пришедшее в упадок. По окончании гимназии и учебы на ветеринарных курсах молодая хозяйка выращивала виноград, зерно, разводила домашний скот, выплачивая кредиты, взятые отцом… Побег для ссыльной беглянки закончился сначала арестом и приговором к расстрелу. Потом высшую меру наказания заменили на десять лет лагеря. В Норильлаге с 1944 по 1952 год зека Керсновская прошла испытания общими работами, больницей, моргом, шахтой и не только.
Освободившись через восемь лет, она снова пошла работать в шахту и осталась в истории как единственная (не заключенная) женщина-бурильщик и взрывник. Из Норильска в 1960-м Евфросиния Керсновская уехала в Ессентуки, куда перевезла маму, а после ее смерти написала и нарисовала свою знаменитую «Наскальную живопись». Воспоминания бывшей норильчанки о двух десятилетиях, вычеркнутых из жизни, называют одной из самых удивительных мемуарных книг ХХ века, причем вся соль, по мнению автора первой публикации о мемуарах Владимира Вигилянского, именно в картинках: «По манере это типичная альбомная живопись, весьма распространенная в дворянской культуре ХIХ века. Только вместо пейзажей, раскрашенных цветочков, фигурок животных и сказочных персонажей здесь запечатлен весь мрак и быт сталинской эпохи в ее жестокой и зловещей обнаженности».
О Керсновской заговорили, в том числе и в Норильске, сразу после публикации этого очерка в журнале «Огонек» в 1990 году. После выхода «Наскальной живописи» Евфросиния Керсновская стала мировой знаменитостью, хотя не считала себя ни писателем, ни художником. В своих воспоминаниях она пишет, что именно в Норильлаге поняла, какое это счастье – рисовать: «Хоть что-нибудь изобразить хорошее, красивое, непохожее на все то, что меня окружает!» Но северную природу не любила: «Возможно, комары, к которым я так и не смогла привыкнуть, помешали мне почувствовать красоту этого северного края… Да, есть и цветы, преимущественно желтые, оранжевые и без запаха…» Поэтому изображала не то, что видела, а то, что помнила, розы например. В Ессентуках она высаживала их не только во дворе своего дома, где появился настоящий сад. За ним и домиком-музеем после ее смерти 30 лет назад следит семья Дарьи Чапковской. Чапковские помогали Евфросинии Антоновне, когда в 1987 году у нее случился инсульт и активная, очень энергичная женщина оказалась прикованной к инвалидной коляске.
Ее мемуары издаются и переиздаются до сих пор. С картинками и без. При первом издании Керсновская настаивала, чтобы воспоминания вышли полностью, а это полторы тысячи страниц машинописного текста, без купюр и только с картинками. Первый альбом полностью отвечал этим требованиям. Сохранен и востребован не только главный труд этой уникальной женщины, но и ее дом и сад в Ессентуках. По словам Дарьи Чапковской, летом, в июне, там проходит арт-фестиваль «Яблоки Евфросинии» с чтением воспоминаний, музыкой, выставками. В этом году в честь своей знаменитой тезки играла на скрипке дочь Дарьи – Фрося. Хранительница наследия Керсновской рада, что привезла в Норильск подлинники. «В реальных предметах – реальная энергия, которую невозможно не почувствовать. Тем более что Норильск для Евфросинии Антоновны – особое место», – сказала она на вернисаже и напомнила, что Керсновская отмечала свой день рождения по старому стилю, то есть 24 декабря. В этом году в этот день «Сады Керсновской» еще будут в Норильске.
Ранее «Северный город» рассказывал о музейных выставках, посвященных Дню памяти жертв политических репрессий.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.