#НОРИЛЬСК. «Северный город» – На одиннадцатой творческой лаборатории, прошедшей под девизом «Театр живого человека», норильчане посмотрели и обсудили эскизы по пьесам Александра Вампилова, Алексея Арбузова и Геннадия Шпаликова.
Первым свою игровую версию пьесы Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» показал на родной малой сцене Тимур Файрузов.
Основная сцена досталась Юрию Квятковскому, известному своей хип-хоперой «Копы в огне», показанной, в том числе и на Международном фестивале «Параллели» в Норильске. Из-за запрета родственников драматурга на работу с володинскими пьесами режиссер вместо «детектива каменного века» «Две стрелы» поставил киноповесть Геннадия Шпаликова «Девочка Надя, что тебе надо?».
Завершил «Полярку» эскиз на малой сцене самого молодого в режиссерской команде Ярослава Жевнерова. Почти выпускник РАТИ-ГИТИСа творчески переработал самую известную пьесу советского сказочника Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Интересно, что Норильский театр был в числе первых, кто выпустил ее еще в 1965 году. По воспоминаниям знаменитости оттепельного времени киноартиста Игоря Пушкарева, два года работавшего на норильской сцене, спектакль по острой и не совсем желанной в театрах драматургии в Норильске срежиссировали сами исполнители главных ролей. Пушкарев играл Марата, Владимир Толубеев (из знаменитой актерской династии) – Леонидика. Третьей была актриса Валентина Мишина.
И хотя все эскизы одиннадцатой «Полярки» были тепло приняты зрителями и получили высокую оценку критиков, постановка Ярослава Жевнерова с Павлом Авдеевым (Марат), Романом Лесиком (Леонидик) и прекрасной Инессой Талашкевич в роли Лики точнее всех попала в цель. Общее настроение зрительного зала во время обсуждения эскиза выразила актриса Варвара Бабаянц, которая сказала, что ее «давно ничто так не трогало…».
По оценке критика из Санкт-Петербурга Алексея Исаева, из трех эскизов «Мой бедный Марат» показался ему самым поэтичным, хотя до этого Арбузов никогда не производил на него такого впечатления, тем более третья часть пьесы, которую и поставил Ярослав Жевнеров.
Критик Владимир Спешков признался, что тоже никогда не любил третью часть этой пьесы, где герои встречаются в канун Нового 1960 года: «Она казалась мне искусственной. Многие ставят только первые две». По его словам, артисты вообще сыграли немного другую историю, «про привычку жизни», в которой есть своя поэзия и тоска: «Совершенно трагическая тоска». Признавшись, что ему очень понравился эскиз, а режиссер внушает надежды, критик отдельно отметил пластичность и музыкальность материала: «До середины эскиза мне вообще казалось, что я смотрю музыкальный спектакль».
Считающий, что современные драматурги должны учиться умению отражать и выражать человеческую сложность у своих предшественников, Олег Лоевский отметил, что конфликт любви и долга, на котором строится арбузовская пьеса, у Ярослава Жевнерова уходит на второй план:
«Остается бесконечный выбор внутри человека. Лика пытается быть с Леонидиком, стремится к Марату, но в обоих случаях ее что-то останавливает. Артисты точно поймали это состояние постоянного внутреннего метания при внешнем покое. И наоборот».
И критики, и зрители единодушно отметили замечательную работу Инессы Талашкевич, Романа Лесика и Павла Авдеева. В голосовании по эскизу приняли участие 46 человек. За то, чтобы ввести в репертуар Норильского Заполярного спектакль «Мой бедный Марат», оставив без изменений или доработав, проголосовали 44 зрителя и только двое предложили «забыть увиденное, как страшный сон».
С похожими результатами прошло голосование и по вампиловскому «Прошлым летом в Чулимске» Тимура Файрузова. В ящики с надписями «…и ввести в репертуар» брошено 40 жетонов, и только трем зрителям эскиз решительно не понравился.
Тимур Файрузов тоже трансформировал пьесу советского классика, может быть, даже радикальнее, чем его молодой коллега. При обсуждении зрители и критики совпали, впрочем, как и в остальных двух эскизах, в том, что режиссер подобрал идеальный актерский ансамбль. Владимир Спешков сразу отметил Анастасию Черкасову в роли главной героини Валентины. Алексей Исаев присоединил к ней Якова Алленова и Маргариту Ильичеву, играющих Шаманова, которого любит Валентина, и Зинаиду, мечтающую выйти за него замуж. Олегу Лоевскому очень понравилось, как и что играет заслуженный артист России Яков Алленов:
«Он несет мужской диапазон, когда наступил возраст и ты не понимаешь, ту ли жизнь ты проживаешь».
Предложение театру продолжить работу над эскизом поступило от всех трех экспертов лаборатории (и сорока проголосовавших зрителей). Правда, у Олега Лоевского, большого поклонника и знатока творчества Александра Вампилова, были претензии к режиссеру по поводу слишком открытого игрового решения эскиза. Но все-таки, по его словам, он состоялся:
«Главное, что после игрового театра, немножко студенческого запала с повторами, шутейной музыки возникают человеческие отношения, театр живого человека».
Шпаликовская «Девочка Надя, что тебе надо?» с поразившей всех Дарьей Дороготовцевой в главной роли после показа вызвала бурные обсуждения зрительного зала. Девушки, не сдерживая слез сравнивали героиню Надю, сгоревшую в пожаре, с Жанной д’Арк и говорили о том, как сегодня не хватает таких людей. Так считает и исполнительница главной роли. Актриса называет киноповесть Геннадия Шпаликова большой литературой и хочет, чтобы на афише Норильской драмы появилась история про девушку Надю, которая, по выражению критика Спешкова, «всеми правдами и не правдами пыталась жить не по лжи».
В этом самом многонаселенном эскизе все пятнадцать артистов, по словам критиков, заслуживают самых серьезных похвал:
«Появляется ненадолго Сергей Ребрий и это полторы минуты театрального счастья. Вся команда, а особенно героиня, совершают чудеса, – считает Владимир Спешков. – На уровне замысла, заявки сделано большое дело. Есть главная героиня, что в таком спектакле очень важно».
За постановку спектакля по эскизу Юрия Квятковского в Норильском Заполярном проголосовали 147 зрителей из 165. 18 опустили жетон в урну «Забыть…». Какие эскизы пойдут в работу и войдут в афишу театра, мы скоро узнаем. Решение театра станет для «Северного города» поводом вернуться к теме прошедшей «Полярки». Она этого заслуживает.
Ранее «Северный город» писал о том, как прошло открытие одиннадцатой творческой лаборатории в Норильском Заполярном театре драмы.
Больше новостей читайте на совместном канале «Северного города» и «Таймырского телеграфа» в Telegram.